44 фз по сравнению с 94. Аналитика публикации. Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

44 фз по сравнению с 94. Аналитика публикации. Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.

Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.

 Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.

Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.   

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.

Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.

Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.

В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).

Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.

Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).

В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

Символика цифр №44-ФЗ и новые правила госзакупок. Случайность или нет?

44 фз по сравнению с 94. Аналитика публикации. Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Представляем вашему вниманию статью специалистов «Бико», победившую во Всероссийском конкурсе среди журналистов на лучшую публикацию по теме: «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки в Российской Федерации». Конкурс прошел в рамках Десятого юбилейного Форума-выставки «Госзаказ-2014»

Как известно, закон о контрактной системе содержит две четверки. Случайно или намеренно, но, согласно даосской практике символического обустройства пространства фэншуй, четверка значит «перемены», «перекресток» или «выбор направления».

Закон № 44-ФЗ действительно задает определенное направление развития закупок и дает массу возможностей для создания конкурентной среды.

Ведь законодательство для того и существует, чтобы не только облегчать жизнь и снабжать ее правилами, но и налагает большую ответственность за неисполнение положений.

Станут ли «четверки» в номере закона о контрактной системе надежной опорой, если следовать практике фэншуй, для перемен к лучшему в госзаказе? Сможет ли контрактная система стать одним из главных инструментов борьбы с коррупцией? Давайте разбираться.

ФЗ-94: Манипуляции заказчиков с госзакупками

Безусловно, ситуация в сфере госзаказа радикально изменилась. И символизм цифр в федеральных законах о госзакупках также отчасти прослеживается. Примечательно, что действующий до 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.07.

2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в своем номере содержит только одну четверку.

Звучит наивно, но видимо, поэтому некоторые недобросовестные заказчики и поставщики, сужая возможности для конкуренции, находили в законе лазейки, а иногда и вообще его нарушали.

Соревнуясь друг с другом в изобретательности, заказчики придумывали множество способов спрятать свои закупки от «нежелательных» глаз и при этом уйти от наказания. Вот лишь небольшой список ухищрений, которые они использовали при размещении закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru:

  • Латиница вместо кириллических букв
  • Замена маленького регистра большим
  • Лишние пробелы между буквами
  • Неверное указание сведений в технической спецификации и многое другое, что после обнаружения списывалось на ошибки.

Как показала практика, если проводилась одна из подобных манипуляций, то увеличивалась вероятность того, что закупку «чужие» поставщики не находили и, соответственно, не подавали заявки на участие в ней. Контракт заключался только с определенным заранее поставщиком и, как правило, по начальной цене контракта. В итоге бюджет нес убытки, а заказчик и поставщик делили прибыль между собой.

Существовали и другие схемы, позволяющие заключить контракт с «нужным» поставщиком. Например, картельный сговор и «таран», а от слова «демпинг» поставщики и сегодня приходят в неописуемый ужас.

Все это результат «белых пятен» в законе № 94-ФЗ.

В последние годы информационное поле буквально сотрясалось новостями об автомобилях, мебели, подарках, банкетах и многом другом, закупаемом по завышенным ценам для нужд чиновников и государственных учреждений из бюджета.

Для справки:

Президент В. Путин в ходе заседания Госсовета по бюджетным расходам, прошедшего в конце 2013 года, огласил результаты мониторинга 10 тысяч госзакупок 2012 года. Оказалось, что 60% заказов были проведены с нарушениями.

Уровень коррупции при № 94-ФЗ возрос на столько, что участие в закупках стало для одних коррупционным расчетом, а для других тратой времени. Появились общественные движения, раскрывающие информацию о заказах, размещаемых с нарушениями и имеющих завышенную цену контракта (например, Фонд борьбы с коррупцией, функциями наблюдения за закупками наделен и Общероссийский народный фронт).

О том, что систему государственных закупок нужно менять, говорили давно и много. По мнению экспертов, № 94-ФЗ в последние годы своего действия не отвечал требованиям современного рынка, однако именно он послужил крепким фундаментом для создания новой законодательной базы регулирования закупок.

Переход от № 94-ФЗ к Контрактной системе

Разработкой закона о контрактной системе занимались специалисты Высшей школы экономики и Министерства экономического развития Российской Федерации, а руководила процессом Эльвира Набиуллина, возглавлявшая в то время Минэкономразвития. В итоге в июне 2012 года Государственная дума утвердила в первом чтении законопроект с рабочим названием «О Федеральной контрактной системе».

Однако второе чтение проекта состоялось только в марте 2013 года, так как из-за разногласий государственных ведомств дата рассмотрения переносилась несколько раз.

Кстати, именно тогда закон стал называться «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по привычке систему до сих пор именуют Федеральной контрактной системой).

5 апреля 2013 года президент В. Путин подписал утвержденный закон, а дата его вступления в силу была установлена на 1 января 2014 года. Кстати, в дате также содержится четверка. Согласитесь, что-то мистическое в этом есть.

Последний квартал 2013 года мы слышали о том, что страна не готова к переходу на контрактную систему. Если глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев высказывал опасения по этому поводу, так что говорить о заказчиках и поставщиках? Но Минэкономразвития оказалось непреклонным, а президент рекомендовал не переносить срок вступления закона в силу.

Отметим, что закон, подписанный В. Путиным, и закон, действующий сейчас, несколько отличаются друг от друга. Помните 500 поправок, принятые до 1 января 2014 года (включая Федеральный закон от 28.12.

2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)? Даже этого оказалось мало, и по состоянию на март месяц в Госдуме ждут своей очереди на обсуждение еще несколько законопроектов, которые могут изменить № 44-ФЗ (например, отмена проведения экспертизы для некоторых закупок у единственного поставщика).

Для справки:

Стоит обратить особое внимание на положения закона, раскрывающие принципы контрактной системы:

  • В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
  • Информация должна быть полной и достоверной.
  • Запрещается совершение действий, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
  • Деятельность заказчика должна проходить на профессиональной основе.
  • Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Закон о контрактной системе затрагивает как определение поставщиков, так и планирование, общественное обсуждение, контроль, мониторинг и аудит. По мнению разработчиков, система увеличивает степень ответственности заказчиков, контроль за ними и конкуренцию среди участников закупок (ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена КоАП РФ).

Как гласит 7 статья № 44-ФЗ, система основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Именно принципы должны помочь новым игрокам освоить рынок.

«Дюжина ножей в спину» коррупции

С середины 2013 года заказчики в обязательном порядке уселись за парты, ведь новый закон опирается на их профессионализм и предъявляет к ним новые требования.

Отныне при проведении закупок заказчики должны руководствоваться целями, которые устанавливает закон о контрактной системе. Всего закон определяет три цели. В первую очередь — это достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами.

Ужесточились принципы прогнозирования и планирования закупок. Заказчики должны заранее разрабатывать планы закупок и планы-графики, а закупки, не включенные в план, считаются незаконными.

Помимо этого, закон вводит и такой «инструмент», как обоснование закупок. Теперь, чтобы провести закупку, заказчик должен обосновать как начальную (максимальную) цену контракта, так и способ определения поставщика.

Обязательное общественное обсуждение закупок — это новшество контрактной системы, которое также позволит сэкономить бюджетные деньги. Случаи проведения обсуждения закупок и его порядок утверждаются Правительством Российской Федерации.

По результатам обсуждения выносится вердикт — проводить ли закупку или внести изменения, либо вообще отменить заказ. Увеличены также возможности для контроля выполнения госзаказов со стороны общественности. Самое главное, что по закону № 44-ФЗ заказчик обязан публично обосновывать каждое свое решение.

А контроль в контрактной системе — это качественный анализ действий заказчика.

Повышению открытости информации и прозрачности закупок способствует ввод Единой информационной системы (ЕИС), в которой должны публиковаться документы, связанные с процессом проведения закупок.

Новый закон предусматривает новые требования и к поставщикам. Теперь к участию в закупках не допускаются те компании, информация об учредителях которых включена в реестр недобросовестных поставщиков. Компанию не допустят и в том случае, если ее руководитель или главный бухгалтер имеет непогашенную или неснятую судимость в сфере экономики.

Родственные связи между заказчиками и поставщиками — это еще одно слабое место закона № 94-ФЗ. Теперь же, если будет доказано наличие родственных связей между заказчиком (руководителем заказчика, руководитель контрактной службы, членами комиссии) и поставщиком (руководитель, членами коллегиального исполнительного органа, выгодоприобретателями), заключение контракта будет запрещено.

Закон о контрактной системе вводит жесткие меры по борьбе с демпингом. Победил по цене, снизив цену на 25%? Будь добр предоставить обеспечение исполнения контракта на порядок больше первоначального размера, либо докажи, что поставщик ты добросовестный и способен исполнить все обязательства выигранного контракта.

Если же поставщик не исполнит обязательства, то заказчик сможет в одностороннем порядке расторгнуть контракт с таким поставщиком и провести закупку повторно. При законе № 94-ФЗ это возможно было только по решению суда, процедура которого затягивались, заказчик оставался без закупки, а бюджет вновь нес убытки.

Для справки:

  • Единый реестр банковских гарантий заработает в конце марта 2014 года
  • Положение о нормировании в закупках вступает в силу с 01 июля 2014 года
  • Единая Информационная Система заработает только в 2016 году.

Оценить эффективность заказа поможет аудит, замыкающий процедуру проведения государственной закупки. Аудит выявляет, соответствуют ли результаты исполнения контракта первоначально заявленной государственной нужде. Если результаты не соответствуют, то начинается разбирательство, а виновные в проведении неэффективной закупки должны нести ответственность.

Многие положения закона еще только должны вступить в силу, однако на сегодняшний день закон работает вполне успешно.

Но страх заказчиков перед новым законом виден до сих пор — официальный портал госзакупок отображает малое количество заказов.

Для сравнения:

  • В 2013 году с 1 января по 28 февраля на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано 237 609 закупок (этапы: Подача заявок, Работа комиссии, Закупка завершена)
  • В 2014 году за этот же период было размещено всего 147 751 закупок.

Таким образом, в 2014 году за один период опубликовано почти в два раза меньше закупок, чем за тот же период в 2013 году.

К сведению:

С 1 января 2014 по март 2014 на сайте zakupki.gov.ru в секции «94-ФЗ» заказчики разметили 19 заказов, и только 3 из них были отменены. Это говорит о том, что некоторые заказчики по привычке или по незнанию продолжают размещать свои заказы в рамках уже не действующего закона № 94-ФЗ.

Немногочисленное количество государственных закупок, опубликованных в первые месяцы 2014 года, вынудило поставщиков переключиться на коммерческие тендеры, которые проходят по Федеральному закону от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По прогнозам экспертов, понятный страх перед новым законом, как у заказчиков, так и у поставщиков удастся побороть, а количество госзакупок и заключенных контрактов будет расти уже совсем скоро.

Итак, символизм цифр в законе № 44-ФЗ может быть и неслучайным. Как мы видим, выбор в законе сделан в пользу нового пути, то есть честности, открытости и развития конкуренции. И насколько быстро заказчики и поставщики начнут следовать принципам, заложенным контрактной системой (которая будет развиваться и дальше), настолько быстро им удастся освободиться от коррупции и упростить свою жизнь.

Давайте играть по честным правилам!

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/zakupki-ks.html

Федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ: сфера регулирования, особенности, отличительные черты с №44-ФЗ

44 фз по сравнению с 94. Аналитика публикации. Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

В 2014 году вместо ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу иной закон о госзакупках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков.

В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

ФЗ-44 о закупках

Если старый 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственных или муниципальных заказов, то сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире. Она описывает полный закупочный цикл начиная от этапа прогнозирования и планирования закупки, заканчивая этапом проведения итогов закупки, а также оценкой эффективности проводимой закупки.

ФЗ-44 состоит из 8 глав и 114 статей. Он потребовал принятия более 60 подзаконных актов на федеральном уровне и установил возможность регулирования отдельных положений на уровне российского субъекта или муниципалитета.

В 44-ФЗ регулируются особенности заключения контрактов на поставку товаров и оказание услуг, а также на покупку недвижимости, аренду и прочие договоры, которые предполагают оплату из бюджета.

Целями принятия нового 44-ФЗ о госзакупках стали:

  1. Предотвращение коррупции и иных проявлений злоупотреблений в закупочной деятельности.
  2. Внедрение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам в процессе проведения конкурсов и аукционов.
  3. Повышение профессионального уровня заказчиков.
  4. Стимуляция инноваций и пр.

Все нововведения 44-ФЗ призваны усовершенствовать систему госзакупок, повысить ее открытость и прозрачность. В конечном итоге изменения, по мнению законодателей, должны были привести к росту эффективности расходования денежных средств.

Так, в 94-ФЗ отсутствовали нормы, которые бы затрагивали контроль за исполнением заказа. В 44-ФЗ были внедрены следующие изменения, которые повышают степень ответственности заказчика за эффективное проведение закупочной процедуры:

  1. Заинтересованным лицам предоставляется неограниченный доступ к информации о закупочной процедуре.
  2. Публикация материалов обо всех этапах закупок по новым правилам стала обязательной.
  3. Был создан общественный комитет по контролю за госзакупками.
  4. Предусмотрено планирование закупок.
  5. Способ определения исполнителей по закупке зависит от предмета.
  6. Повышена ответственность заказчиков за исполнение законодательных требований в закупочной деятельности.
  7. Предусмотрено предельное значение понижения контрактной цены (25%), после чего заказчик должен предоставить обоснование расчетной цены.
  8. Внедрена возможность аудита исполнения контрактов.

В 44-ФЗ впервые были зафиксированы принципы контрактной системы, в числе которых:

  1. Открытость и прозрачность информации по закупке. Вся она подлежит размещению в ЕИС и должна соответствовать критериям полноты и достоверности.
  2. Обеспечение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.
  3. Профессионализм заказчика: на базе заказчика должна действовать контрактная служба или профессиональный управляющий, которые прошли специальное обучение в сфере проведения закупок.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единая контрактная система.
  6. Ответственность заказчика за результаты закупок и эффективность их осуществления.

В 44-ФЗ были прямо запрещены закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.

ФЗ-44 существенно усложнил процедуру закупок. В него были включены разделы, которые регулируют планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит, контрольные мероприятия, порядок разрешения спорных моментов и процедуры осуществления отдельных закупок.

В новом законе появилась отдельная глава, которая посвящена планированию закупочной деятельности.

В ней была установлена необходимость формирования и утверждения планов закупок на три года, планов-графиков на текущий финансовый год, обоснование закупок с учетом текущих правовых норм.

При подготовке плана-графика заказчик должен обосновать начальные цены контракта с использованием методов и источников данных из ст. 22 44-ФЗ. Приоритетом в данном случае обладает метод сопоставимых рыночных цен.

44-ФЗ сделал следующие требования к участникам госзакупок обязательными (ранее по 94-ФЗ они были дополнительными):

  1. Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает ПО.
  2. Сведения об участнике закупки не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Также законом были установлены новые требования к участнику госзакупки:

  • он должен быть правомочен заключать контракт;
  • в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть сведений не только об участниках закупки (самих исполнителях или подрядчиках), но и данных об учредителях и членах исполнительного органа;
  • отсутствие у участника в статусе физлица или руководителя, главного бухгалтера судимостей за экономические преступления.

44-ФЗ также ужесточил условия для заключения контракта с единственным поставщиком. Ранее заказчик мог подписать контракт на закупку в пределах 100 тыс. р. в течение квартала. Начиная с 2014 года заказчик должен соблюсти следующие условия для заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. Сумма контракта не должна превышать 100 тыс. р. за любой временной промежуток.
  2. Общая сумма закупки за год по подобным контрактам (каждый из которых менее 100 тыс. р.) не должна быть более 5% от суммы предполагаемых закупок и в совокупности не может превышать 50 млн р.
  3. Заказчик должен прописать в отчете цену контракта и привести обоснование, почему поставщика невозможно выбрать иным способом.

Изменились и процессуальные требования к основным формам государственных закупок. Так, через запрос котировок допускается заключение контракта с победителем, если сумма закупки не превышает 500 тыс. р.

, а общая сумма подписанных за год контрактов не превышает 10% от общего объема закупок и находится в пределах 100 млн р. в год.

Также подача заявок на запрос котировок может производиться исключительно в запечатанных конвертах для снижения коррупционной составляющей.

Что качается электронного аукциона, то изменения по 44-ФЗ были не столь существенны. Так, изменились в меньшую сторону минимальные сроки размещения извещения о закупке с ценой более 3 млн р. с 20 до 15 дней.

Новый закон также сделал обязательным обеспечение по заявке на участие в торгах с начальной ценой 3 млн р. Обеспечение вносится в размере 1% от цены контракта.

При признании аукциона не состоявшимся заказчику следует заключить контракт с единственным поставщиком после согласования с антимонопольной службой либо провести запрос предложений.

По новому закону закупки через открытый конкурс теперь должны отвечать измененным требованиям:

  1. Извещение о конкурсе подлежит размещению не менее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (это на 10 дней меньше, чем по 94-ФЗ).
  2. Срок подачи заявок при внесении изменений в конкурсную документацию продлевается вместо 20 до 10 дней.
  3. Процедура рассмотрения и оценки заявок теперь оформляется в виде одного протокола.
  4. Количество параметров для оценки поступившей на конкурс заявки изменилось с 8 до 5.

44-ФЗ также предусмотрел возможность внесения обеспечения не только перечислением денежных средств, но и с помощью банковской гарантии.

Основные отличия двух законов: общие моменты

Приведем основные отличия ФЗ-44 от ФЗ-94:

  1. Требований данного ФЗ должны придерживаться и бюджетные учреждения при закупках за государственный счет.
  2. Внедрены принципы контрактной системы.
  3. Предусмотрен исчерпывающий перечень документации, который следует подготовить заказчику (ранее достаточно было разместить план-график на текущий год).
  4. Появились установленные законодательно методы определения цены контракта.
  5. Появилось требование об обосновании не только цены контракта, но и объекта закупки, его стоимости и способа выбора подрядчика или исполнителя.
  6. Появилось требование о создании контрактной службы на стороне заказчика при закупках свыше 100 млн р. и назначение управляющего при годовых закупках, не превышающих указанное значение.
  7. Внедрение обязанности по предоставлению заказчиком преимуществ для учреждений УИС и организациям инвалидов.
  8. Не менее 15% от общего объема закупок должно быть направлено на контракты с субъектами малого бизнеса.
  9. Внедрена обязанность участников вести обеспечение при крупных закупках и возможность предоставить взамен денежного взноса банковскую гарантию.
  10. Расширены способы проведения закупок и процессуальные требования к ним.
  11. Изменены сроки отказа от проведения торгов до 5 дней до окончания приема заявок.
  12. Появилось требование об описании объекта закупки.

Таким образом, после вступления в юридическую силу 44-ФЗ в 2014 году с расширенной сферой правового регулирования старый закон о госзакупках 94-ФЗ утратил свое значение. Новый закон 44-ФЗ существенно ужесточил требования к госзакупкам и усложнил их, так как увеличил обязанности заказчиков в части планирования закупок и повысил их ответственность за эффективность закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/fz-94-44.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: