7 особо охраняемых природных территорий местного значения. Оопт россии – федеральный закон. Раздел iv. природные парки

Содержание
  1. Особо охраняемые природные территории в России. Досье
  2. История российского заповедного дела
  3. Особо охраняемые природные территории
  4. Российский закон об ООПТ
  5. Оопт в россии, статистика
  6. Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт
  7. Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий
  8. Создание охранных зон
  9. Резервирование земель
  10. Земли государственных заповедников и национальных парков
  11. Изъятие земель особо охраняемых природных территорий
  12. Заключение
  13. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям
  14. Вам будут полезны следующие статьи:
  15. Какие земли охраняются и находятся под защитой закона
  16. Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав
  17. Состав земель особо охраняемых территорий
  18. Правовой статус земель ООПТ
  19. Деление ООПТ на зоны
  20. Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ
  21. Земли особо охраняемых природных территорий России
  22. Земли лечебно-оздоровительного назначения
  23. Земли природоохранного назначения
  24. Земли рекреационного значения
  25. Земли историко-культурного назначения
  26. Особо ценные земли
  27. 33 ФЗ об особо охраняемых природных территориях с последними изменениями
  28. Общие сведения
  29. Список ООПТ согласно 33 ФЗ
  30. Какие были внесены изменения в закон об ООПТ?
  31. Скачать действующую редакцию ФЗ 33

Особо охраняемые природные территории в России. Досье

7 особо охраняемых природных территорий местного значения. Оопт россии - федеральный закон. Раздел iv. природные парки

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября – 1 октября 2017 года в Сочи (Краснодарский край) пройдет Всероссийский форум по особо охраняемым территориям.

Он проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ и приурочен к 100-летию системы российских заповедников. Станет одним из важнейших мероприятий Года экологии в России.

История российского заповедного дела

Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал. Проведенные в 1913-1915 годах экспедиции под руководством Георгия Доппельмаира выявили, что в этих районах охотники за пушниной почти полностью истребили популяцию соболя.

Решением иркутского генерал-губернатора Александра Пильца в мае 1916 года было решено запретить любую охоту на части Баргузинского уезда.

Постановлением царского правительства от 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) был создан Баргузинский соболиный заповедник. Первым его директором стал Константин Забелин.

В настоящее время заповедник входит в состав ФБГУ “Заповедное Подлеморье” вместе с Забайкальским национальным парком.

16 сентября 1921 года был подписан декрет “Об охране памятников природы, садов и парков”, который возложил на Наркомат просвещения задачи по созданию заповедников и нацпарков.

В них запрещалась охота, рыбалка и прочее использование естественных богатств.

В 1920-1930-х годах на территории РСФСР были созданы порядка ста заповедников, их задачи уже не ограничивались восстановлением популяции промысловых зверей – заповедники стали полноценными научными учреждениями по исследованию и сохранению природы.

Многие из заповедников были уничтожены или лишены охраны во время Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного восстановления промышленности – до 1953 года. С середины 1950-х годов в РСФСР были воссозданы или организованы впервые более 70 заповедников, в современной России, с 1992 года, – 28.

Особо охраняемые природные территории

К 1970-х годах в СССР появились охраняемые территории, имевшие различный статус: природные заповедники, микрозаповедники, заказники (охотничьи, ботанические и т. д.), национальные и природные парки, биологические станции, природные ландшафты, курортные зоны и т. д.

В конце 1970-х годов ученые-биологи Николай Реймерс и Феликс Штильмарк предложили создать единый законодательный режим – особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

27 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял постановление “О неотложных мерах экологического оздоровления страны”, в котором союзному правительству поручалось создать систему ООПТ.

Из-за распада СССР эти планы не были реализованы.

Российский закон об ООПТ

Российский закон об ООПТ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 14 марта 1995 года. Согласно документу, ООПТ – объекты общенационального достояния.

Это могут быть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение.

На них частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность, запрещается или усложняется изменение целевого назначения земельных участков.

Закон предусматривает шесть категорий ООПТ федерального значения:

  • государственные природные заповедники (в том числе биосферные) – в них полностью запрещается экономическая деятельность (за исключением некоторых оговоренных случаев);
  • национальные парки – в них могут быть зоны, где разрешается, например, деятельность в рекреационных целях;
  • природные парки – в них выделяются отдельные зоны имеющие экологическое, культурное или рекреационное значение, а остальные природные ресурсы только ограничиваются в гражданском обороте;
  • государственные природные заказники – могут иметь различный профиль, например, для сохранения природных ландшафтов или восстановления отдельных видов растений и животных;
  • памятники природы – локальные комплексы, где запрещена любая деятельность, которая может привести к нарушению их целостности;
  • дендрологические парки и ботанические сады.

В документе оговаривается, что могут быть созданы также охраняемые природные территории регионального и местного значения, в том числе иных видов (например, лечебные курорты, памятники истории). Закон вводит уголовную ответственность за нарушение режима ООПТ и т. д.

Оопт в россии, статистика

Всего по данным информационно-аналитической системы “Особо охраняемые природные территории России”, в РФ существуют 13 тыс. 32 ООПТ, из них 304 – федерального, 12 тыс. 728 – регионального и местного значений. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 тыс. 138 ООПТ (в основном – памятники природы регионального и местного значения).

Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. кв. км или около 11% всей территории Российской Федерации. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) – его площадь составляет 42 тыс. кв. км.

Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк “Югыд ва” (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.

В бюджете РФ на 2017 год на нужды ООПТ и охраны животного мира выделено 130,3 млрд руб. 

Источник: https://tass.ru/info/4600084

Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт

7 особо охраняемых природных территорий местного значения. Оопт россии - федеральный закон. Раздел iv. природные парки

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/osobo-oxranyaemye-prirodnye-territorii/

Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

7 особо охраняемых природных территорий местного значения. Оопт россии - федеральный закон. Раздел iv. природные парки

Назна­че­ние земель может быть самым раз­ным:

  • одни из них исполь­зу­ют­ся для веде­ния сель­ско­го хозяй­ства;
  • дру­гие име­ют про­мыш­лен­ное и обо­рон­ное зна­че­ние;
  • тре­тьи пред­на­зна­че­ны для посе­ле­ний.

Так­же име­ют­ся зем­ли лес­но­го, вод­но­го фон­да и зем­ли запа­са. Все­го Земель­ным кодек­сом выде­ля­ет­ся целых семь кате­го­рий, сре­ди кото­рых отдель­ный инте­рес вызы­ва­ют зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий и объ­ек­тов. Это един­ствен­ная кате­го­рия, по назва­нию кото­рой труд­но судить о назна­че­нии.

Вооб­ра­же­ние может нари­со­вать что угод­но: сек­рет­ные зоны и воен­ные объ­ек­ты, обне­сён­ные колю­чей про­во­ло­кой, с охран­ни­ка­ми по все­му пери­мет­ру, под­зем­ные бун­ке­ры, тай­ные лабо­ра­то­рии и мно­гое дру­гое. На самом деле эти тер­ри­то­рии дале­ки от это­го, и охра­ня­ют­ся они не столь­ко охран­ни­ка­ми, сколь­ко госу­дар­ствен­ным пра­вом.

Соче­та­ние “осо­бо охра­ня­е­мые” озна­ча­ет, что на их тер­ри­то­рии дей­ству­ют осо­бые зако­ны.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав

Земель­ным Кодек­сом осо­бо охра­ня­е­мым зем­лям посвя­ще­ны ст. 94 — 100.

К зем­лям осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий отно­сят­ся зем­ли при­ро­до­охран­но­го, исто­ри­че­ско­го, науч­но­го, куль­тур­но­го, рекре­а­ци­он­но­го и дру­го­го зна­че­ния. Они охра­ня­ют­ся зако­ном и выве­де­ны (частич­но либо пол­но­стью) из хозяй­ствен­но­го обо­ро­та реше­ни­ем цен­траль­ных, реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей.

Состав земель особо охраняемых территорий

К ООТ отно­сят­ся шесть типов:

  • осо­бо охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии (ООПТ);
  • зем­ли при­ро­до­охран­но­го*, исто­ри­ко-куль­тур­но­го, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го, рекреационного**назначения;
  • осо­бо цен­ные зем­ли.

*  При­ро­до­охран­ные — зем­ли, назна­че­ние кото­рых — охра­на при­ро­ды.

** Рекре­а­ци­он­ный — оздо­ро­ви­тель­ный (отдых и заня­тия физ­куль­ту­рой, спор­том, туриз­мом).

Зем­ли могут быть отне­се­ны к ООТ феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го либо мест­но­го зна­че­ния по реше­нию пра­ви­тель­ства Рос­сии, орга­нов субъ­ек­тов РФ или ОМСУ.

Зем­ли ООПТ и тер­ри­то­рии, где име­ют­ся объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия, мож­но исполь­зо­вать толь­ко по их целе­во­му назна­че­нию. Дру­гое исполь­зо­ва­ние запре­ще­но либо огра­ни­че­но в допу­сти­мых слу­ча­ях, уста­нов­лен­ных Земель­ным Кодек­сом и зако­на­ми РФ.

Правовой статус земель ООПТ

Пра­во­вой ста­тус земель осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий регу­ли­ру­ет­ся феде­раль­ным зако­ном ФЗ N 33 и ст. 95 ЗК РФ.

Назна­че­ние земель ООПТ — охра­на при­род­ных объ­ек­тов и их изу­че­ние. Дру­гое исполь­зо­ва­ние и любая дея­тель­ность, нано­ся­щая вред при­род­ной зоне, не допус­ка­ет­ся. Исклю­че­ние — частич­ная хозяй­ствен­ная или рекре­а­ци­он­ная дея­тель­ность на спе­ци­аль­но предо­став­лен­ных для неё земель­ных участ­ках (созда­ние тури­сти­че­ских и лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ных объ­ек­тов).

  • Зем­ли ООПТ явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной, муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью, а так­же соб­ствен­но­стью субъ­ек­тов РФ. Они не под­ле­жат при­ва­ти­за­ции.
  • В отдель­ных слу­ча­ях зако­ном допус­ка­ет­ся нали­чие част­ных земель­ных участ­ков, при­ле­га­ю­щих к ООПТ, если дея­тель­ность их соб­ствен­ни­ков не нано­сит вре­да окру­жа­ю­щей сре­де. При этом запре­ще­ны пере­вод ЗУ из одной кате­го­рии в дру­гую и исполь­зо­ва­ние наде­ла не по целе­во­му назна­че­нию.
  • Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят, если он будет объ­яв­лен госу­дар­ствен­ным при­род­ным заказ­ни­ком (изъ­я­тие при этом не явля­ет­ся обя­за­тель­ной мерой), либо если нахо­дя­щий­ся на нем при­род­ный объ­ект будет при­знан памят­ни­ком при­ро­ды.

Деление ООПТ на зоны

В целях исклю­че­ния вред­но­го вли­я­ния на при­ро­ду от хозяй­ствен­ной и чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий могут раз­де­лять­ся на три функ­ци­о­наль­ные зоны:

  • запо­вед­ная зона, кото­рая явля­ет­ся основ­ной, и выпол­ня­ет функ­ции сохра­не­ния при­род­ных объ­ек­тов или их вос­ста­нов­ле­ния;
  • буфер­ная зона — при­ле­га­ет к запо­вед­ной и ограж­да­ет её от внеш­них тер­ри­то­рий, на кото­рых рас­по­ло­же­ны хозяй­ствен­ные объ­ек­ты;
  • пере­ход­ная охран­ная зона — часть запо­вед­ной, име­ю­щая антро­по­ген­ные фак­то­ры вли­я­ния из-за при­ле­га­ю­щих к ней участ­ков с посе­ле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми раз­ре­шен­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с рекре­а­ци­ей, зем­ле­поль­зо­ва­ни­ем, лесо­поль­зо­ва­ни­ем, водо­поль­зо­ва­ни­ем и др.

Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ

В гра­ни­цах ООПТ (либо в гра­ни­цах функ­ци­о­наль­ных зон) запре­ще­но:

  • созда­вать садо­вод­че­ские или дач­ные участ­ки;
  • стро­ить доро­ги, дома, инже­нер­ные соору­же­ния;
  • устра­и­вать транс­порт­ные сто­ян­ки, про­ез­ды для транс­пор­та и про­го­ны для ско­та;
  • осу­ществ­лять все про­чие виды дея­тель­но­сти, запре­щён­ные зако­ном.

Земли особо охраняемых природных территорий России

На тер­ри­то­рии РФ име­ют­ся 11 объ­ек­тов, при­знан­ных объ­ек­та­ми Все­мир­но­го при­род­но­го насле­дия со сле­ду­ю­щи­ми назва­ни­я­ми:

  • Дев­ствен­ные леса Коми.
  • Вул­ка­ны Кам­чат­ки.
  • Озе­ро Бай­кал.
  • Ост­ров Вран­ге­ля.
  • Цен­траль­ный Сихотэ-Алинь.
  • Золо­тые горы Алтая.
  • Запад­ный Кав­каз.
  • Ланд­шаф­ты Дау­рии.
  • Убсу­нур­ская кот­ло­ви­на.
  • Лен­ские стол­бы.
  • Пла­то Путо­ра­на.

Эти объ­ек­ты все­мир­но­го насле­дия вклю­ча­ют:

  • три­на­дцать запо­вед­ни­ков;
  • пять наци­о­наль­ных пар­ков;
  • три госу­дар­ствен­ных заказ­ни­ка.

Общее коли­че­ство ООПТ в Рос­сии — 12000 (сюда вхо­дят зем­ли госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го и муни­ци­паль­но­го зна­че­ния), общей пло­ща­дью око­ло 233 млн. га:

  • 296 ООПТ феде­раль­но­го зна­че­ния (свы­ше 62 млн. га);
  • 10570 ООПТ реги­о­наль­но­го зна­че­ния (око­ло 60 % общей пло­ща­ди);
  • 1070 ООПТ мест­но­го зна­че­ния (око­ло 50 млн. Га).

Земли лечебно-оздоровительного назначения

Соглас­но ст. 96 ЗК РФ, назна­че­ние зем­ли лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го назна­че­ния — отдых, лече­ние, про­фи­лак­ти­ка болез­ней и оздо­ров­ле­ние граж­дан посред­ством при­род­ных источ­ни­ков и ресур­сов, вхо­дя­щих в состав земель. На них раз­ре­ша­ет­ся стро­ить сана­то­рии, лечеб­ни­цы, курор­ты.

  • Что­бы исклю­чить вред для эко­си­стем и создать бла­го­при­ят­ные сани­тар­ные усло­вия, зем­ли делят на сани­тар­ные зоны (окру­га), в кото­рых вво­дит­ся режим осо­бой сани­тар­ной охра­ны.
  • Земель­ные участ­ки, гра­ни­ча­щие с пер­вой сани­тар­ной зоной, могут быть изъ­яты или выкуп­ле­ны у их соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров (поль­зо­ва­те­лей или вла­дель­цев), на осно­ва­нии ст. 55 ЗК.
  • На тер­ри­то­рии, при­мы­ка­ю­щей ко вто­рой и тре­тьей зонам, воз­мож­но огра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние ЗУ.

Земли природоохранного назначения

В новой интер­пре­та­ции ст. 97 в состав земель при­ро­до­охран­но­го назна­че­ния вхо­дят толь­ко два вида:

  • защит­ные лесо­на­саж­де­ния (кро­ме защит­ных лес­ных полос на зем­лях лес­но­го фон­да);
  • дру­гие зем­ли.

Ста­рые вер­сии ста­тьи, содер­жа­щие пять видов при­ро­до­охран­ных земель. утра­ти­ли свою силу.

Хоз­де­я­тель­ность раз­ре­ше­на в огра­ни­чен­ном вари­ан­те с соблю­де­ни­ем охран­но­го и пра­во­во­го режи­ма, допус­ка­ю­ще­го исполь­зо­ва­ние по основ­но­му назна­че­нию и огра­ни­чи­ва­ю­ще­го дру­гие виды дея­тель­но­сти.

  • Изъ­я­тия или выку­па ЗУ, рас­по­ло­жен­ных в гра­ни­цах земель не про­из­во­дит­ся.
  • Гра­ни­цы участ­ков, выде­лен­ных для юри­ди­че­ских лиц, долж­ны быть выде­ле­ны меже­вы­ми зна­ка­ми инфор­ма­ци­он­но­го зна­че­ния.
  • В мест­но­стях, где исто­ри­че­ски про­жи­ва­ют малые корен­ные наро­ды РФ, воз­мож­но обра­зо­ва­ние тер­ри­то­рий при­ро­до­поль­зо­ва­ния дан­ных наро­дов, поря­док кото­ро­го уста­нов­лен феде­раль­ным зако­ном N 164 ФЗ.

Земли рекреационного значения

В зем­ли рекре­а­ци­он­но­го назна­че­ния по ст. 98 ЗК, вхо­дят тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния спор­тив­но-оздо­ро­ви­тель­ных объ­ек­тов и объ­ек­тов для отды­ха и туриз­ма.

К ним отно­сят­ся:

  • пан­си­о­на­ты;
  • спор­тив­ные лаге­ря и базы;
  • учеб­но-физ­куль­тур­ные лаге­ря;
  • кем­пин­ги;
  • тури­сти­че­ские стан­ции, базы, лаге­ря, пала­точ­ные город­ки, пар­ки;
  • про­ло­жен­ные тро­пы и марш­ру­ты;
  • дру­гие подоб­ные объ­ек­ты.

На ЗУ, через кото­рые про­хо­дят тури­сти­че­ские тро­пы и марш­ру­ты, может быть нало­жен серви­тут. При этом изъ­я­тия самих участ­ков не про­ис­хо­дит.

Запре­ще­на дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая глав­но­му назна­че­нию ЗРН.

Земли историко-культурного назначения

На зем­лях исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния нахо­дят­ся (ст. 99 ЗК РФ):

  • исто­ри­че­ские и куль­тур­ные объ­ек­ты, при­знан­ные куль­тур­ным насле­ди­ем стра­ны;
  • архео­ло­ги­че­ские памят­ни­ки;
  • исто­ри­че­ские досто­при­ме­ча­тель­ные места, в т. ч. и свя­зан­ные с про­мыс­ло­вым, ремес­лен­ным или про­мыш­лен­ным бытом;
  • захо­ро­не­ния (воен­ные или граж­дан­ские).

Осо­бен­но­сти тер­ри­то­рий исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния в том, что они гра­ни­чат с зем­ля­ми посе­ле­ний (насе­лён­ных пунк­тов). Исполь­зо­вать зем­ли не по назна­че­нию либо менять их кате­го­рию нель­зя.

Част­ные земель­ные участ­ки не изы­ма­ют­ся, за исклю­че­ни­ем отдель­ных слу­ча­ев. На участ­ках, закры­тых для иссле­до­ва­ний, пол­но­стью исклю­че­на любая хозяй­ствен­ная дея­тель­ность.

В целях сохра­не­ния исто­ри­ко-куль­тур­ных памят­ни­ков, при­род­но­го или город­ско­го ланд­шаф­та меж­ду зем­ля­ми и при­мы­ка­ю­щим к ним посе­ле­ни­ям уста­нав­ли­ва­ют­ся охран­ные зоны:

  • в гра­ни­цах земель вне зоны посе­ле­ний дей­ству­ет осо­бый режим — здесь запре­ще­на любая дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая основ­но­му назна­че­нию зем­ли;
  • на ЗУ, нахо­дя­щих­ся в охран­ных зонах вне тер­ри­то­рии земель, зем­ле­поль­зо­ва­ние и стро­и­тель­ство ведёт­ся при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний по охране исто­ри­че­ских и куль­тур­ных памят­ни­ков (феде­раль­ный закон N 232 — ФЗ).

Особо ценные земли

К осо­бо цен­ным зем­лям, соглас­но ст. 100 ЗК РФ, отно­сят­ся при­род­ные, исто­ри­че­ские, куль­тур­ные, науч­ные объ­ек­ты, кото­рые пред­став­ля­ют осо­бую цен­ность:

  • при­род­ные ланд­шаф­ты;
  • памят­ни­ки архи­тек­ту­ры;
  • места сов­мест­но­го оби­та­ния живот­ных и рас­те­ний;
  • место­рож­де­ния ред­ких полез­ных иско­па­е­мых;
  • участ­ки, на кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся науч­ная иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность.

На вла­дель­цев, соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров и поль­зо­ва­те­лей земель­ных участ­ков воз­ло­же­на ответ­ствен­ность по их сохран­но­сти.

Заклю­че­ние

Зем­ля — глав­ное наци­о­наль­ное досто­я­ние Рос­сии.

Это вид­но по соста­ву земель осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий, на кото­рых нахо­дят­ся уни­каль­ные ланд­шаф­ты при­ро­ды, запо­вед­ни­ки и пар­ки, памят­ни­ки куль­тур­но­го и исто­ри­че­ско­го насле­дия, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ные ком­плек­сы, тури­сти­че­ские и спор­тив­ные базы и мно­гое дру­гое. Осо­бо выде­ля­ют­ся зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, сре­ди кото­рых 11 нахо­дят­ся под защи­той ЮНЕСКО.

Все это — как пода­рен­ное при­ро­дой, так и создан­ное людь­ми, нуж­но ценить и беречь, исполь­зуя по назна­че­нию. Не сто­ит отда­вать подоб­ное в руки ком­мер­сан­тов. Имен­но поэто­му дан­ные тер­ри­то­рии нахо­дят­ся под осо­бой охра­ной и пра­во­вой защи­той.

(Зако­ны)

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/zemli-osobo-ohranaemyh-territorij.html

33 ФЗ об особо охраняемых природных территориях с последними изменениями

7 особо охраняемых природных территорий местного значения. Оопт россии - федеральный закон. Раздел iv. природные парки
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Принятый Федеральный закон номер 33 регулирует охрану особых зон Российской Федерации. Эти зоны считаются значимыми и охраняются государством.

Для выживания людям необходим воздух, чистая вода и пропитание. Все эти вещи зависят от окружающей нас среды.

Для улучшения качества жизни и здоровья граждан был принят соответствующий закон об охране природных территорий.

Общие сведения

ФЗ о заповедниках и заказниках был принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2016 года. Закон об ООПТ содержит 12 разделов и 38 статей.

Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения во время принятия мер, организации мероприятий, охране и защиты природных территорий и охраняемых зон.

Также закон регламентирует процессы и основные положения сохранения природных зон, изучения природных образований, растительности, животного мира, биосферы. Он помогает специалистам вести контроль над развитием экологии и воспитанием населения.

Краткое содержание Федерального закона номер 33 об охраняемых природных зонах и территориях:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие настоящую сферу деятельности. Дан список видов и категорий охраняемых природных территорий и зон. Оформлена информация о специальном кадастре, куда вносится вся информация о развитии мер по охране территорий и подробные сведения о зонах. Описана деятельность некоммерческих организаций и гражданских объединений для защиты природы, а также способы и формы таких объединений;
  • В разделе втором оформлена информация о гос. заповедниках. Описаны основные принципы работы и нюансы организации государственных природных зон. Дан список целей и задач заповедников. Оформлены сведения о порядке и процессе формирования и установления природной зоны, как охраняемой государством. Описан режим, называемый особая охрана территории. Описаны основные принципы работы и нюансы организации природных биосферных зон. Описано управление и контроль над всеми государственными природными территориями;
  • В разделе номер три оформлена информация о национальных парковых зонах. Оформлены общие положения раздела. Перечислены цели и задачи установления территории, как национального парка. Описан порядок и процесс создания нац. парка. Описан режим, называемый особая охрана парка. Описано управление и контроль над всеми государственными национальными парками. Оформлены нюансы и особенности рекреационных действий, когда государство сдает в аренду гражданам землю, принадлежащую к описываемым паркам;
  • В р. четыре оформлена информация о природных парках. Описаны общие положения раздела. Описан порядок и процесс создания прир. парка. Описано управление и контроль над всеми государственными природными парками. Описан режим, называемый особая охрана таких видов парков;
  • В пятом р. оформлена информация о гос. природных заказниках. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс создания гос. природных заказников. Описан режим, называемый особая охрана заказников;
  • В шестом оформлена информация о природных памятниках. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс признания определенной территории охраняемой, так как на ней находится памятник природы. Описан режим, называемый особая охрана природных памятников;
  • В седьмом оформлена информация о дендр. парках и ботанических садах. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс создания ботанических садов. Описан режим, называемый особая охрана дендр. парков и ботанических садов;
  • Восьмой раздел утратил силу и был исключен из закона;
  • В девятом разделе описана охрана особых природных зон и территорий. Оформлены способы надзора и контроля государства над особо охраняемыми природными территориями. Перечислены права, обязанности и полномочия должностных лиц. Описаны меры и способы охраны всех перечисленных зон и территорий регионов и местного значения;
  • В разделе десятом оформлена ответственность, виды нарушений и способы наказаний для нарушителей и преступников;
  • В разделе номер 11 описано взаимодействие России с другими странами в настоящей области. Оформлена информация о международных договорах;
  • В р. 12 оформлены заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Описываемая область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и Конституцией России, другими ФЗ, законами субъектов РФ и Гражданским кодексом России.

Список ООПТ согласно 33 ФЗ

В ФЗ об ООПТ в последней редакции оформлен особый госреестр, в котором перечислены все особо охраняемые территории и информация о них. Описан их статус, границы территорий, положение зоны, если есть растительность, животные и т. д. Особое внимание уделяется редким, уникальным животным и растениям.

Согласно настоящему ФЗ, Правительством было определено семь категорий природных зон:

  • Государственные охраняемые заповедники, а также биосферные заказники;
  • Курортные территории и оздоровительные места;
  • Национальные парки;
  • Ботанические сады и парки (дендрологические);
  • Природные парки;
  • Природные памятники и мемориалы;
  • Гос. природные заказники.

Администрациями и службами правления Российской Федерации могут быть установлены другие виды и категории охраняемых природных зон.

Госзаказники.

Государственные заказники – это организации или учреждения, где проводятся исследования, и анализируется прирост природных явлений или процессов, исследуются различные виды и подвиды животных и растений.

В законе о заповедниках написано, что такие учреждения входят в состав национальных заповедников страны и их территории входят в международную систему биосферных зон, охраняемых разными странами.

Курорты и оздоровительные территории. На таких территориях специалисты проводят оздоровление лиц, проводят профилактику, помогают больным, а также гражданам после операций встать на ноги. На территориях таких учреждений встречаются особые растительные зоны.

Национальные парки. Нац. парки – это учреждения, находящиеся на особых зонах, которые имеют национальное значение, как экологически и исторически значимые места. Такие территории предназначены для развития экологии, туризма и научно-культурных исследований. Закон позволяет размещать на территории таких парков земли, принадлежащие гражданам и другим собственникам.

Ботанические сады и дендрологические парки. В таких садах основной целью является развитие и выращивание растительных культур редких и экзотических видов.

Природные парки. Задачами таких парков является сохранение и безопасность рельефа местности, охрана рекреационных резервных баз, создание и улучшение мест отдыха для граждан.

Природные памятники и мемориалы. Природные мемориалы очень ценны для государства, как территория, необходимая для научных и культурных исследований и развития мер по улучшению экологии. В таких зонах запрещена любая возможная деятельность, нарушающая сохранность памятников.

Государственные природные заказники. Такие территории охраняются для поддержания и развития экологического баланса и безопасности окружающей среды. Согласно закону, эти места принадлежат только федеральным органам, на них запрещена какая-либо гражданская деятельность. Развитие гос. заказников финансируется государством посредством бюджета.

Какие были внесены изменения в закон об ООПТ?

Последние изменения в закон о национальных парках были внесены 28 декабря 2016 года, при принятии ФЗ номер 486.

Согласно последней редакции, в закон была добавлена статья 28.1. В этой статье описан порядок и способы создания и утверждения дендр. парков и ботанических садов.

Согласно этой статье, решение о создании такого вида местности принимается Правительством РФ. Информация Правительству предоставляется от специального федерального органа власти России, имеющего соответствующие полномочия.

Однако соответствующая местность в областях и субъектах России меняет свой статус согласно решению региональных федеральных органов.

В изменениях также оформлена информация о том, что 30 статья утратила силу и была исключена из закона.

В статье 29 пункт три был изменен. В этом пункте написано, что зонирование, определение границ, задачи и цели созданных дендрологических парков и ботанических садов определяются после получения необходимой информации о деятельности и развитии соответствующего парка или сада.

Скачать действующую редакцию ФЗ 33

Каждый гражданин, должностное лицо, организация, компания или орган обязаны следить и содержать в безопасности территории, являющиеся для страны национально значимыми.

Настоящий Федеральный закон определяет ответственность и наказания за нарушения положений о сохранности и безопасности окружающей среды.

Эти положения значимы для каждого проживающего лица на нашей планете, так как люди зависят от окружающей среды. Каждому лицу рекомендуется прочесть описываемый закон.

Скачать Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/fz-ob-osobo-oxranyaemyx-prirodnyx-territoriyax/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: