Административно правовые нормы их виды. Административно-правовые отношения, их структура, виды. Рассматриваемые основные понятия административного права

Содержание
  1. Понятие и виды административно-правовых норм — Студопедия
  2. Особенности административно-правовых норм
  3. Виды административно-правовых норм
  4. Структура административно-правовых норм
  5. Понятие и виды административно-правовых отношений
  6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура
  7. Особенности административно-правовых отношений
  8. Виды административно-правовых отношений
  9. Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
  10. Субъекты административно-правовых отношений
  11. Объекты административно-правовых отношений
  12. Юридические факты
  13. Классификация и виды административно-правовых отношений. Что такое административно-правовые отношения, их структура
  14. Что такое административно-правовые отношения
  15. Структура административных правоотношений
  16. Классификация нормативно-правовых отношений

Понятие и виды административно-правовых норм — Студопедия

Административно правовые нормы их виды. Административно-правовые отношения, их структура, виды. Рассматриваемые основные понятия административного права

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых норм

Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.

Виды административно-правовых норм

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е.

предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.

Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, – общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).

По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

Структура административно-правовых норм

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е.

точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой.

Например, гипотеза нормы Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома.

В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.

2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.

3. Меры административного наказания.

Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Понятие и виды административно-правовых отношений

Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.

В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых.

Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества.

Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.

А западному законодательству известно право “останови и обыщи”, которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию.

Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон.

Известны также “вертикальные” административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.

Источник: https://studopedia.ru/7_119653_ponyatie-i-vidi-administrativno-pravovih-norm.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

Административно правовые нормы их виды. Административно-правовые отношения, их структура, виды. Рассматриваемые основные понятия административного права

Определение 1

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Пример 1

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами.

Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание.

Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих.

Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права.

Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения.

Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности.

И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Определение 2

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Опиши задание

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

Замечание 1

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Определение 3

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью.

В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта.

Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovye-otnoshenija/

Классификация и виды административно-правовых отношений. Что такое административно-правовые отношения, их структура

Административно правовые нормы их виды. Административно-правовые отношения, их структура, виды. Рассматриваемые основные понятия административного права

Административно-правовые отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Он вступает в них при рождении и участвует вплоть до смерти и связанными с ней процедурами упокоения.

Что такое административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения – правоотношения, которые возникают при осуществлении государством управленческой деятельности по правилам, прописанным в нормах административного права.

Они имеют общие черты с прочими правоотношениями, но отличаются присутствием властного (императивного) характера. Основные признаки:

  1. Сфера возникновения правоотношений – государственное управление. В этих связях есть все особенности характерные для исполнительной власти.
  2. Императивный характер, так как они складываются по формуле «власть – подчинение».
  3. Возможность возникновения правовых отношений без согласия одной из сторон.
  4. Споры, возникающие между субъектами этих отношений решаются без судебного разбирательства, то есть вынесением властного решения от уполномоченного органа (главного начальника, чьи решения подлежат обжалованию). Но случаются прецеденты, которые решаются в судебном порядке.
  5. Нарушение предписанных норм любой из сторон влечёт юридическую ответственность (административную, материальную, дисциплинарную, а в особенных ситуациях, уголовную) перед государством, то есть его органами.

Административно-правовые отношения не возникают без стороны, обладающей властью!

Структура административных правоотношений

Элементами правоотношений выступают субъекты, относящиеся к органам власти, их подразделениям, уполномоченным особам, служащим, учреждениям, предприятиям, гражданам. Один из субъектов правоотношений должен выступать от имени государства.

Объектом таких отношений считается всё, что может стать поводом к их началу. Это может быть действие или поведение лица, любой вид имущества, все права и обязанности, касающиеся взаимодействия человека и органов исполнительной власти.

Оба участника правоотношений имеют субъективные права и обязанности, которые обеспечены государственной защитой и правом применять административные санкции.

Классификация нормативно-правовых отношений

Классификация нормативных правоотношений не имеет чёткой структуры и зависит от вида и характера управленческой деятельности, сторон, какие управленческие функции реализовываются, от целей, стоящих перед органами государственной власти.

Виды:

  1. В зависимости от целей различают: охранительные; регулятивные.
  2. В зависимости от состава сторон: отношения между служащими, принадлежащими к государственным органам; между исполнительными органами государства и государственными предприятиями, учреждениями, организациями; отношения, возникающие между исполнительной властью и коллективом служащих, общественными организациями; между исполнительной властью и коммерческими (некоммерческими) организациями; между исполнительным органом и человеком.
  3. По содержанию бывают: материальными, возникающими в сфере управления и подчиняющимися материальным нормам права; административно-процессуальными, зарождающимися во время разбора индивидуальных дел и разрешающихся при помощи административно-процессуальных норм.
  4. По соотношению прав и обязанностей у сторон: горизонтальные, развивающиеся между субъектами правоотношений, которые не находятся в подчинении друг друга; вертикальные, возникающие после волеизъявления уполномоченного органа либо должностного лица в сторону нижестоящего субъекта отношений (может возникать без добровольного волеизъявления или вопреки ему).

Горизонтальные отношения характерны для равноценных органов государственной власти. К примеру, между разными министерствами. Последние проводят межведомственные встречи для решения каких-либо задач, но результатом таких мероприятий является создание договоров, которые влекут за собой возникновение новых вертикальных правоотношений.

Ещё одним примером вертикальности взаимодействия является обращение физических или юридических лиц с заявлением в любой орган исполнительной власти. Нормами предусмотрена невозможность отказа таких учреждений и прописаны сроки, в которых должно быть рассмотрено обращение. Этот же пример касается второго пункта этого списка.

При нарушении ПДД гражданин вступает в правоотношения с представителем власти (ДПС). Процедура такого взаимодействия регулируется законодательством.

  1. По способам защиты: административный; судебный порядок.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/klassifikacija-administrativno-pravovyh-otnoshenij/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: