Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…. Есенин сергей – спит ковыль

«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…. Есенин сергей - спит ковыль

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма.

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины.

Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси.

Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит.

В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете», но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами.

Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль». Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть». Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди.

Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь». Далее используется смысловая антитеза, экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси». Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный», «таинственный», изба «золотая». Тополя и вербы тоже олицетворены.

Они «шепчут», «плачут». Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом».

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью». Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Спит ковыль»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/550-spit-kovil-analiz

Сергей Есенин: стихотворение «Спит ковыль равнина дорогая», анализ произведения, смысл

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…. Есенин сергей - спит ковыль

Не красота природы впечатлила поэта, а незыблемость окружающего мира. Отдаляясь от других, творец набирался сил и создавал литературные шедевры, покоряющие даже неприступных критиков.

Сергей Александрович пишет о кровной связи с чудесными природными воплощениями. В стихотворении «Спит ковыль.

Равнина дорогая…» (анализ которого делают школьники на уроках литературы) раскрывается тема патриотизма и отношения непосредственно к окружающей среде.

Что вдохновленной личности может казаться более родным и неповторимым? Есенин в своей поэзии выражал собственное мнение, описывая живописные ландшафты деревни, в которой родился и вырос. Он с теплотой и нежностью отзывается о посещаемых ранее местах.

В творениях Есенина Россия характеризуется как край мечты, который стремятся посетить многие. Разговор ведется о том, что значит для простого, не избалованного излишествами человека Родина. Литератор пытается описать ощущения при помощи словесных оборотов, и, хотя передать осязаемое не представляется возможным, он справляется с задачей и заслуживает всеобщее признание.

Известно, что произведение было написано в июле 1925 года. В этот же месяц оно вышло в свет. Публиковалось в газете «Бакинский рабочий» и журналах «Огонек» и «Красная нива». Автор работал над стихотворением, борясь с негативными мыслями.

Постоянные сомнения и подозрения были вызваны тем, что современники талантливого творца не желали понимать его стремлений и намерений. Есенин лишился закадычных приятелей и возымел славу легкомысленного пропойцы.

Чтобы отвлечься от печальных размышлений, он отправился на Кавказ, где в дальнейшем усердно и самозабвенно трудился, создавая стихотворный сборник «Персидские мотивы». Поэт не щадит себя, радуя читателей новыми литературными изысками.

Творения «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль…» различаются по смысловой специфике и содержанию. Если в первом ему кажется, что новшества на Руси ничтожны и в них нет надобности, то во втором Сергей Александрович вынужден заявить, что они необходимы.

Тематика и смысл

Стих Есенина «Спит ковыль…» играет важную роль в творчестве и взглядах. Его написание существенно повлияло на развитие восприятия и мироощущения автора. Он пытается приспособиться к жизни в государстве, порядки которого подверглись изменениям. Жанровая направленность — философская лирика. Прослеживаются особенности, позволяющие догадаться об отношении литератора к родным местам.

Особые речевые обороты и средства выразительности свидетельствуют о том, что автор честен и искренен. Ему нечего скрывать от читателей, ведь дело касается Родины. Любимые места − единственное, что у него осталось после исчезновения дорогих людей.

Поклонники словно наяву видят природные панорамы и удивительные пейзажи. Слова Есенина наталкивают на размышления и помогают представить то, что в описании не нуждается. Это истинное искусство, подвластное немногим. Разумеется, за долгими раздумьями следует четкий вывод.

Стоит обратить внимание на название произведения. Не был использован отдельный заголовок. Стихотворение кратко характеризует первая строка.

Предпочтение отдано приему инверсии, соответственно, основное слово у Есенина («ковыль спит») выделяется и заставляет задуматься о состоянии природных сил. Сделан выбор и в пользу олицетворений.

Окружающий мир изображается одухотворенно, Сергей Александрович уважительно к нему относится, словно тот является его дорогим другом.

Особенности композиции

Есенин в произведении четко передает природные пейзажи. Читатель, вслушиваясь в строки, ясно представляет картину. Пара слов «Спит ковыль» в стихотворении позволяет представить русские степи в спокойную погоду:

  • ни порывов ветра;
  • ни свирепства сильного ливня;
  • ковыльное поле словно погрузилось в забытье;
  • необъятные, бескрайние просторы вызывают безмерное восхищение.

Речь идет не о водоемах, не об острых скалах и растениях, приковывающих взор, а о безбрежной равнине. Леса и рощи России дороги и милы тем, кто был здесь рожден и наслаждался безмятежным детством. Узнав о названии, можно понять, что автор намеревается выразить почтение.

Близится логическое завершение, и поэт говорит о том, что ни в какой другой стране не сможет жить беззаботно. Ему лишь Родина кажется прелестной. Воспоминания о ней греют душу. Мысли о месте, где всегда поддержат и успокоят, придают сил. Вторичное применение инверсии об этом свидетельствует.

Сюжет не отличается сложностью и непредсказуемостью. Композиция предполагает наличие завязки (описание пейзажей). Развитие событий наблюдается от второго четверостишия до четвертого.

Кульминация происходит в предпоследнем из них, а развязка радует читателей лишь в финале.

Следует обратить внимание на строфы и прочитать стихотворение в необходимой последовательности, чтобы понять, что хотел сказать литератор:

  1. Первая строфа. Предпочтение отдается ландшафтам. Изречения автора позволяют догадаться о том, что он думает о родных краях.
  2. Вторая строфа. Рассуждение об особенностях жизненного выбора, радостях и бедах того, кто родился и живет на Руси.
  3. Третья строфа. Пейзажная зарисовка, рассуждения об ощущениях, возникающих после мыслей о Родине.
  4. Четвертая строфа. Литератор размышляет о собственных жизненных аспектах и поиске духовного пристанища, после чего делает вывод.
  5. Пятая строфа. Разительно отличается от предыдущих не только по тональности, но и по специфике содержания. Есенин упоминает о некоторых переживаниях, но мысль не завершается.

Судьбоносный выбор и точный вывод, являющийся идеей стихотворения, которую раскрывает автор в шестой строфе. Поэт утверждает: лучше погибнуть в родных краях, нежели встречать последний рассвет на чужбине, никого не зная.

Настроение и персонажи

Автор умело передает собственное настроение читателям, заявляя, что его охватывает сладкая истома. Лирический протагонист любуется природой, но печалится из-за того, что все прекрасное теснится новшествами.

Но о грустных мыслях персонаж забывает благодаря желанию защищать родные края. Он уверен: нет ничего более дорогого и придающего сил.

Литератор намерен поделиться впечатлениями с поклонниками, излив душу в стихотворении.

В произведении фигурируют и другие персонажи, влияющие на сюжет. Это разнообразные явления и предметы, одухотворенные Есениным:

  • спящий ковыль;
  • свет луны, таинственный и длинный;
  • шепчущиеся тополя;
  • брызжущая новью юность;
  • теснящая поэта новизна.

Они наделены определенными ролями, благодаря чему создают особое настроение, позволяя понять, что автор считает истинным счастьем. Никакие препятствия не смогут превратить любовь к Родине в ужасающее безразличие.

Тем не менее, настрой лирического героя весьма изменчив. От безмятежности не остается и следа, как описывается во втором четверостишии. В третьем пугающее хладнокровие перевоплощается в эмоциональность («плачут вербы»). Как журавли в осеннюю пору неохотно покидают Родину, так и русский человек, уезжая, помнит о любимых ландшафтах.

Четвертое и пятое четверостишия являются намеком на внутренний душевный конфликт лирического персонажа. Его убеждения и намерения кардинально меняются, стремления становятся противоречивыми и неоднозначными. Литератор ссылается на общественное мнение, пытаясь прийти к логическому завершению.

Есенин утверждает, что любые обновления, касающиеся Родины, будь то взгляды или доказанные факты, он воспринимает как оскорбление. Ему нелегко признать, что там, где ему посчастливилось родиться и узнать о собственном жизненном пути, «чужая юность» станет «брызгать новью». Очевидно, новое начало не по нраву творцу.

Сергей Александрович не может поверить в то, что его мнение не сходно с тем, которое высказывают приверженцы новшеств. Его патриотизм не считают доблестью. Опасаясь конфликта, автор вынужден отступить, сохранив завидную верность родным краям.

Обиду Есенин легко скрывает, напоминая читателям о том, что намеревается сказать о главном: несмотря на политические и общественные догмы, погибнуть он собирается на Родине, не переставая ее безудержно любить. В этом и заключается основная мысль произведения.

Тропы в стихотворении

Стихотворение можно назвать песенным, поскольку, используя подходящие словесные обороты, автор делает его мелодичным и звучным, попадая в плен вдохновленности.

Ощущения гармонируют с раздумьями, облики и ландшафты комбинируются и становятся нераздельными. Изречения имеют эмоциональную окрашенность.

Искусство Есенина заключается не только в использовании выразительных средств, но и в способе выразить мысли.

Пейзажи сменяются размышлениями, благодаря чему литератор добивается особой тональности. Стихотворный размер — хорей, однако ритм, примененный в четверостишиях, постоянно меняется. Темп словно становится ускоренным, отдается предпочтение сложной рифмовке.

Произведения Сергея Александровича, посвященные красоте природы, сходны с теми, которые относятся к народной поэзии. Буйство воображения объясняется выбором эпитетов, описывающих цвета. Умиротворение вызвано тем, что автор пожелал использовать олицетворения и метафоры, имеющие известность в творениях русского фольклора.

Одним из наиболее распространенных литературных приемов является инверсия. Есенин выделяет смысловые части творения, не забывая о расстановке логических ударений.

Присутствуют и сложные бессоюзные предложения, позволяющие перечислить многие явления. Употребляются вводные слова и конструкции, осуществляется выбор в пользу сравнений. Ассонанс, диссонанс и антитеза противоречиво влияют на настроение («радуясь, свирепствуя и мучась»).

Произведения литератора изучают не только на уроках, но и во время литературных вечеров, наслаждаясь непредсказуемостью описаний. Ценители искусства чтят память творца.

Полезные материалы по теме:

Источник: https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/esenina-spit-kovyl-ravnina-dorogaya.html

«Спит ковыль. Равнина дорогая» – анализ стихотворения С.А. Есенина

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…. Есенин сергей - спит ковыль

В такой же тональности написано и стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая». Анализ произведения позволяет понять, что Есенин думал о послереволюционной стране.

Немного об истории написания

Это стихотворение было написано в июле 1925-го, за 5 месяцев до гибели поэта.

Практически сразу читатели смогли увидеть произведение Есенина:

  • сначала в Азербайджане — там 20 июля его разместили на страницах «Бакинского рабочего»;
  • вскоре произведение читала вся Россия в «Огоньке» и «Красной ниве».

Тогда поэту было уже почти 30, в этом возрасте уже сформировано мировоззрение, на многие вещи поменялся взгляд. Стоит ли удивляться, что «Спит ковыль. Равнина дорогая» уже относится к философскому жанру.

Сергей Есенин прожил вдали от родной деревни с её золотыми бревенчатыми избами 13 лет.

В его бурной жизни тогда происходили самые разные события:

  • он выступал до революции перед императрицей, а после — перед простыми людьми;
  • много путешествовал по советской России;
  • бывал в Европе и Америке;
  • даже несколько раз был женат.

Кроме того, он успел «заслужить», как сам говорил, славу похабника, пьяницы-хулигана и скандалиста. И всё это за каких-то 13 лет!

Жить в окружении людей, которые не могли или не хотели его понять, поэту стало уже невмоготу. В ожидании, что вскоре стихнут кривотолки, Сергей Александрович предпринял отчаянную попытку вернуть покой в мятущуюся душу и уехал далеко от столицы — на Кавказ. Там Есенин пишет много и вдохновенно, в том числе из-под его пера появляются прекрасные стихи «Персидские мотивы».

Есенинская Русь и революционные перемены

Но желанного равновесия душа поэта так и не обрела. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что практически в одно время появились 2 стихотворения:

  1. «Неуютная жидкая лунность».
  2. «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Если сравнить произведения, окажется, что они совершенно разные. В первом автор высказался, что он очень хочет перемен, мечтает о времени, когда его любимая Родина из нищей станет могучей, просто стальной. А вот второе стихотворение несколько иного плана.

Образ родного края

Лирический пейзаж русской равнины потрясает своей пронзительной тоской по Родине (поэт тогда был на Кавказе). И в то же время это светлая печаль.

Просто потрясающе выписан великолепный ночной простор равнины с его плачущими о чём-то вербами и шепчущими тополями, свинцово свежим ароматом полыни и лунным светом, заливающим всё вокруг.

Для создания картины патриархального покоя, который согревает душу поэта, автор использует олицетворение, метафоры, народную лексику как средства выразительности:

  • плачут вербы шепчут тополя;
  • свет луны таинственный и длинный;
  • теплынь.

Выразительности и пронзительности придаёт использование антитезы, например, свинцово свежий аромат, радуясь и мучась.

Но вслед за ночью приходит новый день. И приходит совершенно другая жизнь, наступают иные времена. Перемены необходимы, и поэт когда-то сам призывал к ним. Но вдруг пришло осознание, что Есенин оказался не вполне готов к событиям, которые сопровождали революцию, и к строительству новой России.

Автор остался верен своему нежному отношению к патриархальной святой Руси. Той самой, с её ковылями и берёзками, тополями и вербами рядом с бревенчатыми избами. Собственно, любовь к Родине и есть основная тема произведения.

В новой советской России поэт не может найти собственное место в жизни. Есенина не покидает ощущение, что его теснит пришедшая новь. Энергичную и деятельную чужую юность, которая меняет его поля и луга, автор характеризует как враждебную для себя силу, и понимает, что приходится отступить.

Люди на его любимой святой Руси страдают и радуются, мучаются и порой даже свирепствуют. И тем не менее жизнь прекрасна. Никаким трудностям не под силу убить любовь к родному краю. И поэт искренне верит, что иначе и быть не может.

Оценка от общества и литераторов

Многие современники давали творчеству Есенина высокую оценку. Но так было не всегда, и при жизни Сергея Александровича звучали не только хвалебные о́тзывы о его произведениях. Например, писатель Иван Бунин, эмигрировавший во Францию, из-за границы рьяно критиковал и даже позволял себе грубые высказывания по отношению к работам и личности самого́ поэта.

Творческое наследие Сергея Есенина уже давно стало признанной частью русской культуры. Сегодня имя русского поэта занимает достойное место в созвездии великих певцов русской земли.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/spit-kovyl-ravnina-dorogaya.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: