Должностное преступление это. Должностные преступления

Ответственность за должностные преступления (стр. 1 из 14)

Должностное преступление это. Должностные преступления

КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.

«Ответственность за должностные преступления

по российскому законодательству».

Студентки Топаловой

V курса Мариам

очного отделения Ильясовны

группы Ю 6 _ _ _ _ _ _

Руководитель дипломной Синигибский Иван

работы: к.ю.н. профессор Алексеевич

_ _ _ _ _ _

факультета, доцент Филиппович

_ _ _ _ _ _

Кисловодск 2001г.

стр

Введение

Глава 1

Понятие должностного лица…………………………………………1

§ 1.1

История законодательства о должностных преступлениях ……….10

§ 1.2

Должностные преступления – понятие ……………………………..15

Глава 2

Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность……………………………………………………….16

§ 2.1

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и коммерческий подкуп……………………….44

Глава 3

Коррупция и коррупционное преступление ………………………..46

§ 3.1

Причины распространения коррупции в России……………………49

§ 3.2

Необходимые меры по искоринению коррупции …………………..52

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать.

Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом.

Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.

В настоящее время материальные ценности в нашем обществе приобрели большее значение нежели моральные. И в таких условиях поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных устоев.

Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет.

Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране.

А это влечет за собой довольно плачевные последствия, – как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.

Это и будет объектом данного исследования.

Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами таких авторов как: Б. В. Волженкин – «К вопросу о понятии должностного лица, как субъекта должностных преступлений»; П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов – «Взяточничество: понятие, причины, квалификация»; А. К.

Ковисиния – «Должностные преступления»; А. В. Галахова – «Должностные преступления»; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис, С. Ш. Сагикян – «Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые и криминологические проблемы»; Н. И.

Коржанский – «Квалификация следователем должностных преступлений».

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА.

Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285: должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.*

Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

– характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);

– правовое основание наделения его этими функциями;

– принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится лицо.

При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций.

Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений.

Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические функции.

функции власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.

Например, представитель власти – работник милиции осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий, а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных действий, быстрого и полного раскрытия преступлений, всемерного содействия устранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся его деятельность строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его

——————————————-

*Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. Москва. «Спарк». 1998.

административном подчинении. Это – неопределенно широкий круг лиц, в отношения с которыми представитель власти вступает в силу предоставленных ему и строго регламентированных полномочий для осуществления конкретных задач.

Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяются на неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственных границах.

Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода взысканиям.

Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Законные распоряжения представителя власти, обусловленные предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения. Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени которого он действует.

В предусмотренных законом случаях деятельность представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием. Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, работники милиции имеют право в исключительных случаях в качестве крайней меры применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам таможенных органов, судебным приставам.

Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в соответствии с законом является должностным лицом.

В примечании к статье 318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».*

К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходить дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое значение.

В этом случае он – возможный субъект должностных преступлений.

Во взаимоотношениях с другими сотрудниками различных подразделений милиции рядовые милиционеры не могут выступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют право отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое значение.

Требования о том, что только законные распоряжения или действия представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления или иного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права и обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных нормативных актах.

Организационно-распорядительные функции связаны с управлением. Лицо, выполняющее их, руководит деятельностью учреждения, организацией, предприятия, отдела, участка и т.д.( подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников и т.п.).Выполнение организационно-распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством деятельностью других людей.

Источник: https://smekni.com/a/221991/otvetstvennost-za-dolzhnostnye-prestupleniya/

Характеристики злоупотребления должностными полномочиями

Должностное преступление это. Должностные преступления

Чтобы установить факт злоупотребления служебным положением, необходимо определить наличие мотива и умысла в действиях должностного лица. Подобное деяние отличает специфический состав преступления, для определения которого необходимо установить все обстоятельства произошедшего.

Если госслужащий наделенный властью использует её в своих корыстных целях, подобное деяние будет определено как злоупотребление служебным положением. Преступление имеет несколько форм, в зависимости от должности правонарушителя.

Действующая статья УК № 285 включает в себя три части и предусматривает возможность наказания в виде реального заключения под стражу на срок до 10 лет.

Для доказательства факта злоупотребления должностными полномочиями необходимо наличие определенных условий, в случае их отсутствия подобное деяние будет квалифицировано как дисциплинарное правонарушение, что влечет за собой существенно более мягкое наказание. 

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ.

Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями.

из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния.  Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка.  Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Для бездействия характерно прямое игнорирование установленных должностных обязанностей. Состав данного вида преступного деяния относится к категории материальных, что предусматривает неизбежное наступление негативных для пострадавшей стороны последствий.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Самым близким по характеристикам преступлением является превышение должностных полномочий. Оно имеет схожий со злоупотреблением состав, но при этом имеет целый ряд отличительных особенностей.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть.  Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285,  указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть.  Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера.

  Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести.

Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Возможная ответственность

УК РФ использование служебного положения относит к категории социальных. Мера наказания будет определяться исходя из того, под какую часть статьи 285 попадает совершенное преступление. Для простого преступления, которое соответствует первой части статьи 285, возможны следующие меры наказания:

  • Денежные взыскания со злоумышленника в объеме не более 80 000 рублей. В качестве альтернативы штрафным санкциям с обвиняемого может быть удержана сумма, равная его доходу, полученному в течение шести месяцев, предшествующих преступлению.
  • Увольнение с работы и наложение запрета на возможность занимать установленные судом должности на протяжении пяти лет.
  • Привлечение к принудительным работам, срок которых может составлять 4 года.
  • Арест чиновника на срок до шести месяцев.
  • в исправительном учреждении на протяжении не более четырех лет.

Вторая часть предусматривает более суровые наказания, при выявлении использования служебного положения в целях личного обогащения:

  • Максимальный размер денежного взыскания возрастает до суммы 300 000 рублей или взыскивается общая сумма дохода, полученная преступником в течение двух лет.
  • Пять лет трудовой деятельности принудительного характера. В качестве дополнительных санкций накладывается запрет на осуществление определенных видов деятельности в течение следующих пяти лет.
  • Период, на который злоумышленника могут лишать свободы достигает семи лет, с дополнительным наказанием, указанным выше на срок 3 года.

Третья часть статьи 285 предусматривает самое суровое наказание. 10 лет заключения в колонии и наложение запрета занимать установленные судом должности на протяжении трех лет.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению.

Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах.

Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/xarakteristiki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Преступления должностных лиц

Должностное преступление это. Должностные преступления

Каждый чиновник или руководитель предприятия рискует подпасть под действие статьи уголовного кодекса о злоупотреблении служебными полномочиями. И дело даже не в самих служебных должностных преступлениях – обвинения могут быть выдвинуты даже без явного злого умысла, поскольку признаки преступления достаточно размыты.

Потому каждый, кто работает на госслужбе или занимает руководящую должность в компаниях государственной формы собственности, должен владеть необходимой информацией о данном правонарушении.

 В данной статье мы рассмотрим, какие существуют признаки злоупотребления должностными полномочиями, а также что делать, если вас обвиняют в должностном служебном преступлении.

Что считается злоупотреблением должностными полномочиями?

Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды.

Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия.

Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Существуют обязательные признаки злоупотребления должностными полномочиями, с помощью которых можно точно определить, могут ли квалифицироваться конкретные действия по данной статье УК или нет. Вот они:

  • лицо, обвиняемое в должностном преступлении, имеет определенный круг полномочий, и действия были совершены в их пределах – может отдавать приказы, распоряжения, инструкции, которые обязательно должны исполняться подчиненными. Проще говоря, обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями можно только члена руководящего состава госкомпании;
  • полномочия были использованы против тех интересов, ради которых лицо ими наделялось. Каждый чиновник или руководитель имеет ряд должностных обязанностей и соответствующий им круг полномочий. Если полномочия использовались в интересах, которые явно противоречат должностным обязанностям, это является признаком злоупотребления;
  • правонарушение было совершено с корыстными целями – конечной целью действий обвиняемого является улучшение собственного материального положения, выгода для родственников или других связанных с обвиняемых лиц, и эта выгода доказана.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности.

Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями.

Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами

Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:

  • если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
  • те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
  • если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.

Что делать если вас обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями?

Учитывая формулировку статьи УК, под ее действие могут подпасть очень многие руководители. Что же делать, если против вас выдвинуты такие обвинения? Не стоит сразу пытаться доказать свою невиновность, первое, что нужно сделать – это обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Опытный адвокат по ст. 285 УК РФ проанализирует выдвинутые обвинения, доказательную базу по ним, другие обстоятельства дела, после чего предложит возможные стратегии поведения.

Если ситуация позволяет, адвокат соберет доказательства вашей невиновности и постарается закрыть дело еще на этапе досудебного расследования. Если же вина все-таки есть, действия адвоката будут направлены на уменьшение строгости наказания, в т.ч. путем переквалификации статьи в менее тяжкую.

В результате вы сможете минимизировать негативные последствия выдвинутых обвинений в злоупотреблении служебным положением.

Заключение

Обвинение в злоупотреблении служебным положением – достаточно частое явление для госчиновников и руководителей различного уровня. Если вы столкнулись с такой ситуаций, сразу обращайтесь к адвокату по уголовным делам, он сможет оперативно разобраться в ситуации и сделать все для защиты своего клиента.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/priznaki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: