Локальные нормативно правовые акты в муниципальном праве. Сфера регулирования федеральных законов. Законы субъектов Федерации

Нпа – это… муниципальные правовые акты. виды нпа

Локальные нормативно правовые акты в муниципальном праве. Сфера регулирования федеральных законов. Законы субъектов Федерации

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) – это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА – это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА – это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые общественными объединениями (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и локальные акты (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА – срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

Нпа и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример – ГК РФ – это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города – акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность.

НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо нормы. Акт применения права не обладает подобными свойствами.

Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

Нпа и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт – это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц.

В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков.

Одно из возможных их определений – «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает принципы прав и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России – законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

  • реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
  • установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ – источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики.

На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО.

Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида – текущие акты и кодифицированные.

Конституция – акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА – это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ.

Конституция – не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом.

В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ – конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов.

Их деятельность регулируют конституционные законы – «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения.

Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции).

Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Каждый из субъектов РФ – будь то автономный округ, край, область или республика – имеют право издавать собственные законы.

Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или представительным органом субъекта (чаще всего, это государственный совет).

Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий – соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации.

Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше.

Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории – города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные правовые акты могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом.

Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе.

Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов – ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы.

Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством.

И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве».

Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов – постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны.

Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, – наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России.

Распоряжения – это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Источник: https://FB.ru/article/148074/npa---eto-munitsipalnyie-pravovyie-aktyi-vidyi-npa

Нормативные акты субъектов РФ, регулирующие местное самоуправление

Локальные нормативно правовые акты в муниципальном праве. Сфера регулирования федеральных законов. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении (МСУ) используется в рамках российских субъектов. Оно направлено на решение общих вопросов регулирования местного самоуправления, что, главным образом, отражено в конституциях и уставах.

Пример 1

Законы субъектов РФ, примеры: глава 10 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, глава 8 Устава Тюменской области, глава 13 Устава (Основного закона) Саратовской области.

В конституции (уставе) субъекта регулирование вопросов, которые касаются организации местного самоуправления, как правило, отражаются в общем виде. Так, в статье 72 Устава Саратовской области дается гарантия права по осуществлению местного самоуправления.

Это дает возможность обществу самостоятельно и ответственно заниматься решением вопросов местного значения в соответствии с законами России и области. Граждане Саратовской области непосредственно обладают правом местного самоуправления, что проявляется в форме собраний, выборов и референдумов, конференций и сходов и прочих прямых форм волеизъявления.

Народ регулирует работу власти с помощью органов местного самоуправления, которые он формирует.

Рассмотрение законодательства местного самоуправления

Детально особенности рассматриваемой системы отношений в обществе регулируют законы соответствующих субъектов РФ. На период действия Закона о местном самоуправлении, который был принят в 1995 году, большая часть субъектов приняла базовые законы, включающие:

  1. О МСУ (Республика Тыва, Красноярский, Приморский край, Омская, Томская области и др.).
  2. Об организации местного самоуправления (Москва, Еврейская АО, Республика Марий Эл, Оренбургская и Нижегородская области и др.).
  3. Об основах МСУ (Калининградская область и Алтайский край).
  4. Об общих принципах организации МСУ (Ярославская область, респ. Бурятия, Сахалинская и Липецкая область).

В 2003 году был принят Закон о МСУ, что предопределило потребность изменить действующее законодательство о МСУ со стороны региональных законодателей. С другой стороны появилась необходимость в создании новой законодательной основы данного направления. Новый Федеральный закон более подробно, чем предыдущий, стал регулировать проблемы организации.

Замечание 1

Законодательные акты субъектов РФ могут быть приняты лишь по проблемам организации местного самоуправления, которые прямо предписываются для этого посредством ФЗ.

Опиши задание

Права субъектов РФ

Так, органы государственной власти субъектов имеют право на:

  • установление ответственности за неисполненные муниципальные правовые акты;
  • установление границ территорий МО;
  • наделение городов статусом городских округов;
  • изменение границ и преобразование МО;
  • передачу органам МСУ отдельных государственных полномочий;
  • установление административной ответственности за нарушение должностными лицами сроков и порядка ответа на гражданские обращения в органы МСУ;
  • определение наименований представительных органов МО, глав МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО);
  • определение в части, которая касается осуществления некоторых полномочий государства, передаваемых органам МСУ посредством ФЗ и и законов субъектов РФ, условия контрактов для глав местной администрации;
  • установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городских округов);
  • установление порядка формирования районных фондов, предназначенных для финансовой поддержки поселения;
  • формирование порядка образования районного фонда финансовой поддержки для городского округа и муниципального района);
  • утверждение методики, в соответствии с которой происходит распределение дополнительных субсидий на нужды МО и др.

Перечень вопросов, которые относятся к организации МСУ, способные быть под регулированием законов субъектов РФ, не велик. Часть из субъектов отказалась от принятия базового закона о МСУ. Вместо этого они предпочли разработку и принятие нескольких небольших законодательных актов, которые регулируют отдельные вопросы по их предмету ведения.

Пример 2

В 2003 году для исполнения Закона о МСУ в Саратовской области приняты несколько законов: 23 декабря 2004 года № 79-ЗСО «О городских округах», 23 декабря 2004 года № 78-ЗСО «О муниципальных районах», 6 марта 2006 года № 13-ЗСО «О наименованиях органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Саратовской области» и др.

Некоторые субъекты Российской Федерации предпочитают видоизменение или принятие нового базового закона, который действовал до принятия Закона о местном самоуправлении в 2003 году. Так, подобным примером может выступать Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Субъекты РФ кроме законов принимают многочисленные подзаконные акты, касающиеся вопросов организации и работы местного самоуправления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/normativnye-akty-subektov-rf/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: