Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

Содержание
  1. Обжалование действий должностных лиц
  2. Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?
  3. Основные правила подготовки жалоб
  4. Административные иски
  5. Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц
  6. Бесплатная юридическая консультация онлайн
  7. Адвокат Денис Лисенков
  8. О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (фактически не применяется), закон ссср от 02 ноября 1989 года №719-1
  9. О введении в действие закона
  10. Административный иск на действия должностного лица
  11. Пример административного иска на действия должностного лица
  12. Должностные лица
  13. Как подготовить жалобу на действия должностного лица
  14. Подача и рассмотрение требований
  15. Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования
  16. Основные понятия
  17. Варианты обжалования
  18. Как подается и рассматривается жалоба?
  19. Госпошлина при обжаловании

Обжалование действий должностных лиц

Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​Должностное лицо – представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Как обжаловать действия должностных лиц? Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

  • незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;
  • влекут за собой издание незаконного решения;
  • связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы – один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) – основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем – согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается – данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа – «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения – что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию – такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Скачать административный иск на действия должностного лица (образец)

Помощь юриста в подготовке жалобы/иска >>

Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц

Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:

  • незаконны – нарушают закон или выходят за пределы компетенции должностного лица;
  • нарушают права, интересы, свободы заявителя.

Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны – то можно.

Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.

Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью – проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.

Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение – очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы.

Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования).

Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде – личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.

Источник: https://law03.ru/society/article/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnyx-lic

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

      Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

       При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

       Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

     Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

       Согласно ст. 116 ДУ ВС РФ все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).

     Кроме того, военнослужащие, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с последующими изменениями), Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.

N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (с последующими изменениями), гл. 23 и гл. 25 ГПК РФ и ст. 109 ДУ ВС РФ вправе оспорить незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суде.

Также судебный порядок реализации военнослужащими общего права жалобы имеет конституционную основу (ст. 33, ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ).

       Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г.

N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих” (в редакции от 9 февраля 2012 г.

) определяет, что заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам гл. 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, ч. 3 ст. 254 ГПК РФ).

Такое нормативное предписание исключает рассмотрение дел данной категории иными (территориальными) судами общей юрисдикции. По мнению Военной коллегии, такая редакция ч. 3 ст.

254 ГПК РФ возможности судебной защиты прав военнослужащих от неправомерных решений и действий (бездействия) не сужает, поскольку толковаться и применяться указанная правовая норма должна с учетом общего положения ч. 1 той же статьи об оспаривании решений, действий (бездействия) любых должностных лиц. Кроме того, возможность оспаривания военнослужащими действий (бездействия) любых воинских должностных лиц предусмотрена ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” (в редакции от 7 февраля 2011 г.).

       В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, ст.

256 ГПК РФ военнослужащий может обратиться в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в срок не позднее трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности.

На законодательном уровне по делам данной категории прямо установлено, что пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

          Порядок рассмотрения данного вопроса в предварительном судебном заседании определен ч. ч. 1 и 6 ст. 152 ГПК РФ.

         Согласно указанным правовым нормам в предварительном судебном заседании при исследовании фактов пропуска сроков обращения в суд может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин данного срока.

          При установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в удовлетворении заявления без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Указанное решение может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.

         Аналогичным образом решается данный вопрос и в ходе разбирательства дела по существу. Признав причины пропуска срока обращения в суд неуважительными, суд также отказывает в удовлетворении заявления. При этом в мотивировочной части судебного решения указывается только на установление судом данных обстоятельств (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

         Говоря о сроке обращения с заявлением в суд, необходимо еще раз подчеркнуть, что течение этого срока начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента самого нарушения.

В случае соблюдения заявителем трехмесячного срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав или времени, прошедшего с момента такого нарушения до дня, когда лицу стало известно об этом.

       Статьей 257 ГПК РФ определено, что заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа и должностного лица, решения, действия (бездействие) которых оспариваются (ч. 1).

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в ч. 1 названной статьи лиц (т.е.

как заявителя, так и представителя противоположной стороны), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (ч. 2).

       В настоящее время участились случаи обращения в судебные органы военнослужащих, оспаривающих решение, приказ командира о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства по факту совершения им дисциплинарного проступка.

            Обратимся к примеру из судебной практики.

            В суд обратился военнослужащий Т., проходящий военную службу по контракту, оспаривая действия должностного лица, привлекшего его к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства.

Как следует из представленных материалов, начальник вещевой службы войсковой части, в которой проходит военную службу Т., привлек заявителя к дисциплинарной ответственности, применив к нему дисциплинарное взыскание – строгий выговор.

Заявитель полагал, что он привлечен к дисциплинарной ответственности при отсутствии события дисциплинарного проступка, и обратился за защитой своих прав.

В обоснование своей позиции он также указал, что отсутствие письменных материалов не позволяет ему доказать отсутствие своей вины в совершении дисциплинарного проступка и препятствует реализации его права на судебную защиту.

          Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением окружного военного суда, заявителю было отказано в признании незаконным решения должностного лица о привлечении его к дисциплинарной ответственности. При этом суд пришел к выводу о доказанности факта совершения заявителем дисциплинарного проступка и его вины.

           Федеральный закон “О статусе военнослужащих” определяет, что порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с названным Федеральным законом. Согласно положениям ДУ ВС РФ, а именно ст.

80, разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде. Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

          Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, закрепляя необходимость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, предусматривает, что существо воинского долга обязывает военнослужащих, в частности, быть дисциплинированными, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (абз. 2 п. 2 ст. 1 и ст. 26). В нормативном единстве с положениями данного Федерального закона находятся также положения ДУ ВС РФ. С учетом этого устанавливаемый ДУ ВС РФ порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности имеет свою специфику, которая обусловливается характером военной службы, предъявляющей повышенные требования к дисциплине военнослужащих. Обеспечение таких требований может достигаться, в частности, более оперативной процедурой разбирательства, предшествующего наложению на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Для обеспечения оперативной процедуры разбирательства в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” установлен ограниченный 10 сутками срок проведения разбирательства (п. 3 ст. 28.8).

      Наличие у командира (начальника) определенной свободы усмотрения в выборе формы проведения разбирательства обусловлено разнообразием конкретных фактических обстоятельств и условий совершения дисциплинарного проступка, что само по себе не порождает какой-либо неопределенности в понимании соответствующей нормы.

          Проведение разбирательства без оформления письменных материалов не препятствует реализации военнослужащим права на судебную защиту, поскольку он не лишен возможности обжаловать решение о наложении на него дисциплинарного взыскания в судебном порядке. По смыслу абз. 3 ст.

245 ГПК РФ заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления или воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих, рассматриваются в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Следовательно, в силу ч. 1 ст.

249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности решения о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности лежат на должностном лице, которое приняло это решение, а не на военнослужащем.

Следует отметить, что об освобождении граждан от обязанности доказывания незаконности обжалуемых действий (решений), но возложении на них бремени доказывания факта нарушения своих прав и свобод, как это предписано ст. 6 Закона “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, в ст.

249 ГПК РФ прямо не сказано. Вместе с тем, имея в виду общие положения искового производства об обосновании истцом факта либо угрозы нарушения его прав, свобод или законных интересов и необходимости приведения им же доказательств, подтверждающих эти обстоятельства (ст.

131 ГПК РФ), можно констатировать сохранение указанного порядка доказывания и при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. Тем более что Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” продолжает действовать и в данной части ГПК РФ не противоречит.

      Как закреплено ч. 2 ст. 249 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требования суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 1000 руб.

       Данное правило является исключением из общих положений ст. ст. 56 и 57 ГПК РФ об обязанности каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а суда – определить предмет и распределить бремя доказывания, а также оказать содействие сторонам в получении доказательств.

      Наконец, ст. 250 ГПК РФ установлено, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

     Таким образом, возможность проведения разбирательства без оформления письменных материалов (за исключением случая, предусмотренного абз. 6 ст. 81 ДУ ВС РФ) не может рассматриваться как нарушение права военнослужащего на судебную защиту.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Адвокат Денис Лисенков

Источник: https://www.1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/voennosluzhashchim/proizvodstvo-po-delam-ob-osparivanii-reshenij-dejstvij-komandira-konsultacziya-voennogo-yurista.html

О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (фактически не применяется), закон ссср от 02 ноября 1989 года №719-1

Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

______________________________________________________________________
Фактически не применяется. См. Федеральный закон от 27.04.1993 N 4866-1
“Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”
______________________________________________________________________

Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик и другими законами.

Уважение личности, национального достоинства, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Законодательством Союза ССР и союзных республик предусмотрено право граждан на обращение в суд за защитой принадлежащих им личных, имущественных, семейных, трудовых, жилищных и иных прав и свобод.

Настоящий Закон определяет порядок обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления, а также должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями органа государственного управления или должностного лица ущемлены его права.

К действиям органов государственного управления и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:
гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или другим нормативным актом;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Статья 4. Подача жалобы
Жалоба в соответствии с настоящим Законом подается в суд после обжалования действий органа государственного управления или должностного лица вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу, которые обязаны рассмотреть ее и о результате рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок.

Жалоба может быть подана в суд гражданином, права которого нарушены, его представителем, а также по просьбе гражданина – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается в районных (городской) народный суд по месту нахождения органа управления или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном порядке.

Статья 6. Рассмотрение жалобы
Рассмотрение жалобы судом и исполнение решения суда осуществляются по правилам гражданского судопроизводства.

Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя органа государственного управления или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей.
Гражданин, подавший жалобу, вправе поручить защиту своих интересов по делу представителю.

Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, подавшего жалобу, или руководителя органа государственного управления либо должностного лица, действия которых обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку гражданина, подавшего жалобу, и руководителя органа государственного управления или должностного лица обязательной.
В судебном разбирательстве могут участвовать представители общественных организаций и трудовых коллективов, а также должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители.
Судом должны быть исследованы материалы вышестоящих в порядке подчиненности должностных лиц или органов, признавших законными обжалуемые действия должностного лица, а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства.

Статья 7. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
Если суд признает обжалуемые действия неправомерными, ущемляющими права гражданина, он выносит решение об обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа государственного управления или должностного лица устранить допущенное нарушение.
Если суд установит, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственного управления или должностного лица, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение суда по жалобе для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта направляется руководителю органа государственного управления или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.
О исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.

     Председатель Верховного Совета СССР                      М.Горбачев

Москва, Кремль, 2 ноября 1989 г. N 719-1

О введении в действие закона

Верховный Совет СССР постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР “О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан” с 1 июля 1990 года.
Установить, что настоящий Закон распространяется на правоотношения, возникшие после 1 июля 1990 года.

2.

Совету Министров СССР совместно с Комиссией Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики и Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам правопорядка разработать и внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР предложения по изменению законодательства о порядке рассмотрения трудовых споров и о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, имея в виду существенное расширение судебной защиты трудовых прав граждан, а также предложения о порядке защиты прав граждан, нарушенных органами общественных организаций в процессе осуществления переданных им в соответствии с законодательством полномочий по реализации исполнительной и распорядительной деятельности.

3. Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР “О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан”.

4. Признать утратившим силу Закон СССР от 30 июня 1987 года “О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан”

 с момента введения в действие Закона СССР “О порядкеобжалования  в суд неправомерных действий органов государственного управ-ления и должностных лиц, ущемляющих права граждан”.     Председатель Верховного Совета СССР                       М.Горбачев

Москва, Кремль,
2 ноября 1989 г.
N 720-1

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9021377

Административный иск на действия должностного лица

Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав.

Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ.

При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием. 

Скачать образец:

  Административный иск на действия должностного лица

Пример административного иска на действия должностного лица

В Харабалинский районный суд

Астраханской области

Административный истец: ООО «Бригантина»,

адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714

тел. 689452310 е-майл: mail@brigantina.chop

Административный ответчик: заместитель начальника

Управления МВД России по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

Административный ответчик: Управление МВД России

по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке).

Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму.

Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г.

я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации».

Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

Приложение:

  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б.                                           20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить жалобу на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу.

Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица.

Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право. 

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение требований

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока.

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица  – 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.  

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований.

То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения.

Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.  

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена. 

Источник: https://iskiplus.ru/zhaloba-na-dejstviya-dolzhnostnogo-lica/

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования

Обжалование юридическим лицом действий должностных лиц. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления

Сотрудники государственных учреждений наделены рядом полномочий. Порой, некоторые из них выходят за рамки дозволенного, в связи с этим нарушаются права граждан. Узнаем, как происходит обжалование действий должностных лиц. В каких случаях можно наказать недобросовестного чиновника, куда обращаться с жалобами – это и многое другое читайте в статье ниже.

Основные понятия

Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

Кто подпадает под понятие должностного лица?

Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

Например, в круг должностных лиц относятся:

  • приставы-исполнители ФССП;
  • сотрудники прокуратуры;
  • инспекторы налоговой службы;
  • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
  • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
  • сотрудники полиции;
  • иные категории служащих.

Важно! Полномочия должностного лица могут следовать из нормы закона, в силу возложенных полномочий, из предписания вышестоящего органа. Этот момент будет важен при рассмотрении жалобы.

Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст.

46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст.

16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

Варианты обжалования

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

В отдельных случаях, вынося официальное решение от имени государства, чиновники или уполномоченные органы обязаны разъяснить порядок обжалования. Например, при вынесении постановления по КоАП РФ, такое право разъясняется автоматически.

Как подается и рассматривается жалоба?

Законодательными актами не утвержден типовой бланк жалобы на действия должностных лиц.

При оформлении и подаче этого документа нужно учитывать требования следующих нормативных актов:

  • Кодекса административного судопроизводства РФ (это базовый акт для подачи жалоб в судебном порядке);
  • ГПК РФ (регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам);
  • АПК РФ (применяется, если подается жалоба по экономическому спору).

Скачать образец жалобы на действия должностного лица

Практически для каждой сферы государственного и муниципального управления применяются профильные нормативные акты. Например, жалобы на действия и бездействия приставов подаются по Федеральному закону № 229-ФЗ.

Сроки обжалования также будут зависеть от характера нарушения.

Выделим ключевые моменты, связанные с соблюдением сроков на подачу жалоб:

  • при обжаловании незаконных действий или бездействия в порядке подчиненности или через суд срок подачи жалобы составляет 3 месяца;
  • жалобы на административные постановления подаются в течение 10 дней после получения копии акта;
  • ведомственными актами может предусматриваться специальный срок на обжалование (например, при подаче жалобы на незаконные действия таможенной службы применяются сроки 10, 15 и 30 дней, в зависимости от характера спора).

Пропущенный срок можно восстановить, если доказать уважительность причин позднего обращения.

При рассмотрении жалобы в суде есть возможность взыскать компенсацию материального ущерба и морального вреда. Например, если юридические лица или граждане подают жалобу в судебном порядке, они могут претендовать на полной возмещение ущерба по ст.

1069-1070 ГК РФ. Такие выплаты осуществляются за счет федерального, регионального или местного бюджета (в зависимости от категории чиновника). Виновное должностное лицо понесет персональную дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Госпошлина при обжаловании

Обычно сумма госпошлины зависит от величины имущественного иска. При рассмотрении прочих вопросов в бюджет государства необходимо оплатить пошлину в следующих размерах:

СуммаКатегория дел
300 руб.Если решение оспаривается физическими лицами
3 000 руб.При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

Источник: https://zakonportal.ru/zhaloba/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnyx-lic

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: