Органы местного самоуправления. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Список состоит из представительного органа местной администрации

Содержание
  1. Представительный орган местного самоуправления – это… Глава и представители местного самоуправления и их полномочия
  2. Общие сведения
  3. Финансирование
  4. Статус
  5. Общие правила формирования
  6. Способы создания
  7. Нюансы
  8. Численность членов
  9. Компетенция
  10. Дополнительные полномочия
  11. Функции
  12. Особенности нормотворческого процесса
  13. Специфика контрольной функции
  14. Организация работы
  15. Задачи председателя
  16. Заседания представительного органа
  17. Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие
  18. Местное самоуправление
  19. Структура
  20. Глава
  21. Контрольный орган
  22. Администрация муниципального образования
  23. Полномочия МСУ
  24. Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения
  25. Глава 2. Представительный орган местного самоуправления
  26. Органы местного самоуправления понятие и структура
  27. Местное самоуправление в России
  28. Структура ОМСУ
  29. Законодательный орган
  30. Глава муниципального образования
  31. Местная администрация
  32. Контрольный отдел
  33. Функции и полномочия органов местного самоуправления
  34. Заключение

Представительный орган местного самоуправления – это… Глава и представители местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Список состоит из представительного органа местной администрации

В системе территориальной власти центральное место занимают представительные (законодательные) органы местного самоуправления. Они являются выборными структурами и наделяются полномочиями представлять интересы граждан, принимать от их имени решения, обязательные для выполнения на территории МО. Рассмотрим далее особенности представительных органов местного самоуправления РФ.

Общие сведения

Члены представительного органа местного самоуправления – это особые субъекты – депутаты, – выражающие волю всего населения, проживающего в МО.

Они обеспечивают реализацию прав граждан, авших и за них, и против, а также вообще не участвовавших в выборах, но входящих в местное сообщество.

Являясь представителями всего населения, депутатам надлежит в своей деятельности и своих решениях учитывать мнение разных социальных слоев.

Финансирование

Затраты на обеспечение работы представительного органа местного самоуправления муниципального образования закрепляются отдельной строкой бюджета в соответствии с общефедеральной классификацией.

Распоряжение (управление) средствами в какой-либо форме в ходе исполнения бюджета не допускается. Исключение составляют случаи финансирования непосредственной деятельности членов представительного органа местного самоуправления.

Это предписание направлено на предотвращение несанкционированных расходов бюджетных средств.

Статус

Представительные органы власти местного самоуправления получают права юрлица и обособленным имуществом. Кроме этого, они:

  • От своего имени приобретают и реализовывают права (имущественные и неимущественные).
  • Могут участвовать в судопроизводстве в статусе истца, ответчика.
  • Имеют печать, штамп, бланки с соответствующей символикой, расчетные счета в банках и кредитных учреждениях.

Общие правила формирования

Основной способ создания представительных органов местного самоуправления – это муниципальные выборы. В них участвует все население. Специфика образования представительного органа может различаться в зависимости от численности проживающих граждан.

Законодательная структура не образуется, если в поселении количество жителей, наделенных избирательным правом, не достигает 100 чел. В таких ситуациях полномочия представительного органа местного самоуправления реализует сход граждан. Если численность жителей, наделенных избирательным правом, больше 100 человек, организуются выборы законодательной структуры.

Сход граждан определяет число членов представительного органа и продолжительность их полномочий. Если от населения соответствующей инициативы не поступило, эти вопросы решаются на основании положений регионального законодательства.

Способы создания

В ФЗ № 131 предусмотрено два варианта образования представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Выбор депутатов населением. Этот вариант считается основным. В этом случае количество депутатов представительного органа местного самоуправления, выбираемых от одного поселения, не должно быть больше 2/5 от общего числа его членов.
  2. Формирование органа из глав поселений, включенных муниципальный район, и депутатов, выбранных с равной нормой представительства без учета численности населения.

Второй вариант реализуется, если соответствующая инициатива была поддержана в течение года с даты ее выдвижения не менее 2/3 поселений.

Предложение о применении такого порядка создания законодательной структуры должно оформляться решением представительного органа местного самоуправления, находящегося в границах района.

В этом акте должны указываться норма представительства, дата начала деятельности законодательной структуры. Последняя не может при этом устанавливаться ранее дня окончания срока полномочий органа, образованного первым способом.

Нюансы

Свои полномочия представительный орган местного самоуправления может реализовывать при избрании минимум 2/3 от законом установленного числа членов.

Вновь сформированная структура собирается на первое свое заседание в срок, закрепленный уставом муниципалитета. При этом он не должен быть больше 30 дней с даты образования органа в правомочном составе.

Численность членов

Количество депутатов законодательного органа муниципалитета определяется в уставе МО. При этом в ФЗ № 131 могут устанавливаться пределы этой численности в зависимости от вида муниципалитета.

Так, количество членов законодательной структуры поселения, городского округа в т. ч. не должна быть меньше:

  • 7 чел., если проживает меньше 1 тыс. жителей;
  • 10 чел. – при численности 1-10 тыс. чел.;
  • 15 – 10-30 тыс. жителей;
  • 20 чел. – 30-100 тыс. чел.;
  • 25 – 100-500 тыс. жителей.;
  • 35 чел. – больше 500 000 жителей.

В составе представительного органа по муниципальному району не может быть меньше 15 депутатов, а по внутригородской территории города фед. значения – менее 10.

Компетенция

Законодательство закрепляет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Принятие устава МО, внесение в него дополнений и корректировок.
  2. Утверждение бюджета и отчетов по его исполнению.
  3. Установление, отмена, изменение местных сборов в соответствии с положениями НК.
  4. Принятие программ развития муниципалитета, утверждение отчетов по их выполнению.
  5. Определение порядка распоряжения муниципальной собственностью.
  6. Установление правил принятия постановлений о формировании, ликвидации, реорганизации муниципальных предприятий, тарификации их услуг и работ, кроме случаев, закрепленных федеральным законом.
  7. Утверждение порядка участия МО в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Определение порядка организационного, материального и технического обеспечения работы местных структур власти.
  9. Контроль исполнения территориальными органами и их служащими полномочий.
  10. Принятие решения об отправке главы МО в отставку.

Дополнительные полномочия

Иные вопросы, решение которых может входить в компетенцию представительного органа, устанавливаются федеральным законодательством, законами, уставами субъектов и МО. Законодательная структура в соответствии с указанными нормативными документами может наделяться полномочиями на:

  1. Принятие решения об организации и проведении местного референдума.
  2. Реализацию законодательной инициативы в представительном органе регионального уровня.
  3. Назначение выборов депутатов.
  4. Заслушивание отчетов, представленных должностными лицами администрации МО, руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий об их текущей работе, внесение по ним представлений.
  5. Назначение выборов главы МО.
  6. Установление правил поступления на должности и освобождения от них руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий.
  7. Утверждение документации территориального планирования и прочих градостроительных актов.
  8. Назначение ания по отзыву члена законодательного органа, главы МО, по вопросам перенесения границ муниципалитета и его преобразования.
  9. Утверждение правил реализации нормотворческой инициативы гражданами.
  10. Организацию и проведение слушаний, инициированных проживающим в муниципалитет населением или законодательным органом.
  11. Определение порядка назначения и правил проведения опроса населения.
  12. Утверждение структуры административного аппарата МО.
  13. Установление порядка организации собрания, конференции граждан.
  14. Создание контролирующего органа, определение режима и условий его деятельности, а также его полномочий.
  15. Установление сроков и порядка рассмотрения обращений от населения в органы местной власти МО.
  16. Утверждение списка объектов собственности МО, для создания и преобразования которых необходимо согласие законодательной структуры МО.
  17. Установление правил приватизации муниципальной собственности в соответствии с положениями федеральных законов.
  18. Определение порядка организации конкурса открытого типа по размещению муниципального заказа, финансирование которого осуществляется на бюджетные средства.
  19. Установление правил привлечения заемного капитала, в т. ч. за счет эмиссии (выпуска) ценных бумаг).

Функции

Законодательный орган любого муниципалитета исполняет 3 функции:

  1. Контрольную.
  2. Учредительную.
  3. Правотворческую.

Первая состоит в надзоре за исполнением норм законодательства и иных юридических актов.

Учредительная функция выражается в утверждении порядка выборов главы муниципалитета, формирования структур власти в соответствии с положениями устава МО. Ключевой же функцией является нормотворчество.

Оно предполагает принятие представительным органом местного самоуправления актов, обязательных для исполнения на всей территории муниципалитета.

Особенности нормотворческого процесса

Правовые акты, принятые представительным органом, в течение 10 дней передается главе МО для подписания и обнародования. Это должностное лицо наделено правом отклонить документ. В таком случае он также в десятидневный срок возвращается представительному органу с мотивированным отказом или с предложениями о внесении дополнений или изменений.

В случае отклонения акта главой муниципалитета законодательная структура должна рассмотреть его повторно. При одобрении документа в ранее принятой редакции (без изменений) большинством, составляющим не меньше 2/3 от установленного количества депутатов, глава муниципалитета обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.

Специфика контрольной функции

Надзор представительного органа – важнейшее направление его деятельности. Контроль может осуществляться за:

  1. Исполнением бюджета. Финансовый контроль может быть текущим, последующим либо предварительным. В последнем случае в процессе обсуждения и утверждения актов о расходно-доходных статьях, других решений, связанных с бюджетными вопросами, производится анализ последствий их принятия. В рамках текущего контроля проводятся заседания комитетов, комиссий, сформированных при представительном органе. Последующий надзор осуществляется при анализе и утверждении отчетов по исполнению бюджетов.
  2. Реализацией органами и служащими полномочий, связанных с разрешением вопросов территориального значения. Законодательная структура на своих заседаниях заслушивает отчеты главы МО и администрации о результатах их работы, других органов территориального самоуправления, в т. ч. о решении задач, поставленных самим представительным органом перед ними.
  3. Соблюдением положений правовых актов, принятых на муниципальном уровне. При необходимости законодательный орган выносит постановления о внесении в эти нормативные документы изменений и дополнений, проведении проверок их исполнения.
  4. Соблюдением порядка распоряжения и управления собственностью муниципалитета. Этот вид контроля считается обобщающим. В ходе него проводится и финансовая, и правовая проверка.

Организация работы

Она осуществляется в соответствии с положениями устава МО. За организацию работы законодательной структуры ответственен глава муниципалитета. Если это лицо исполняет обязанности руководителя администрации, то из членов представительного органа выбирается председатель. Именно на него возлагаются полномочия по организации деятельности законодательной структуры.

Для предварительного анализа и подготовки вопросов, включаемых в повестку сессии, содействия в исполнении решений, контроля их выполнения формируются комитеты, комиссии и иные структурные подразделения.

Задачи председателя

Глава представительного органа местного самоуправления:

  1. Координирует подготовку заседаний и вопросов, выносимых на обсуждение.
  2. Проводит заседания.
  3. Утверждает распорядок работы органа.
  4. Выступает в качестве представителя законодательной структуры во взаимодействии с местными органами власти этого и других муниципалитетов, организациями и гражданами.
  5. Созывает заседания, доводит до сведения должностных лиц время и дату их проведения, а также проект повестки.
  6. Руководит деятельностью аппарата законодательного органа. Председатель вправе нанимать и увольнять работников, налагать дисциплинарные взыскания, решать вопросы о поощрении.
  7. Координирует работу комиссий и комитетов.
  8. Подписывает протоколы, составленные по ходу заседаний, иные документы, принятые представительным органом.
  9. Реализует другие полномочия, предусмотренные в уставе МО и регламенте законодательной структуры.

Заседания представительного органа

Их периодичность, порядок проведения закрепляются уставом муниципалитета или регламентом законодательной структуры. Заседания – основная форма деятельности органа. Оно не считается правомочным, если в нем участвует меньше половины избранных депутатов. Заседания должны проводиться не реже 1 раза в 3 мес.

Обсуждение вопросов по повестке осуществляется открыто. Благодаря этому любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании. В федеральном законодательстве, однако, предусматриваются случаи, когда обсуждение осуществляется в закрытом режиме.

На заседаниях у каждого депутата есть один голос. Решения принимаются путем открытого ания.

Источник: https://FB.ru/article/382423/predstavitelnyiy-organ-mestnogo-samoupravleniya---eto-glava-i-predstaviteli-mestnogo-samoupravleniya-i-ih-polnomochiya

Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие

Органы местного самоуправления. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Список состоит из представительного органа местной администрации

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.

Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.

Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным анием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • ание;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya-eto-kakie-organy.html

Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения

Органы местного самоуправления. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Список состоит из представительного органа местной администрации

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Основу организации власти на местах составляют выборные представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует местная администрация.

Глава администрации вправе выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях представительного органа; «через   образуемые   им   органы  местного самоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности», разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение; может являться членом представительного органа местного самоуправления. «Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования». Также глава администрации муниципального образования (или другое выборное должностное лицо местного самоуправления) подотчётен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).

    Данное положение вещей свидетельствует об упоминаемом выше преобладании исполнительной ветви власти на местах.

Это подтверждается тем, что администрация муниципального образования в лице своего главы «управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности».

То есть концентрирует в своих руках экономические рычаги управления муниципальным образованиям, которые являются наиболее важными, ведь в основе любого управленческого решения с точки зрения теории управления лежат ресурсы, в особенности финансовые.

    Помимо выборных представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается наличие «иных» органов и должностных лиц местного самоуправления.

Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования, на основе которого включаются в систему местной власти данного территориального образования. Эта же статья закона воспрещает образование «иных» органов и назначение «иных» должностных лиц органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Отметим также, что данные органы и должностные лица могут вводиться для управления материальными ресурсами соответствующей территории и управления муниципальным образованием с помощью этих ресурсов.

Так как инициатива разработки положения (устава) муниципального образования принадлежит исполнительной ветви местной власти, а также в вопросах создания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местного самоуправления местные власти самостоятельны и не зависят от государственной, то на лицо их преимущество в использовании так называемого «административного ресурса».

    Таким образом, очевиден уклон в распределении полномочий среди различных ветвей власти на местном уровне в сторону исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрения законодательства).

    «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (Конституция РФ, ст. 15)10.

Данная конституционная норма является основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

«Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом».

    «Ответственность перед населением муниципального образования по существу является политико-юридической ответственностью избранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзыва в результате утраты доверия». Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимают от совершения уголовного преступления до отказа от приема граждан.

    В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также говорится, что наступление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления «определяются уставами муниципальных образований». То есть вопросы ответственности органов (должностных лиц) местного самоуправления перед населением (в том числе отзыв депутата соответствующего представительного органа) федеральным законодательством практически не регулируются.

    Отметим также, что должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед представительными органами местного самоуправления (она определяется исключительными полномочиями представительных органов в решении наиболее важных вопросов жизнедеятельности муниципальных образований). Это также форма ответственности должностных лиц перед населением, поскольку представительный орган состоит из избранников граждан-избирателей данного муниципального образования.

    Еще одна разновидность ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением связана с реализацией контрольных функций сходов (собраний) граждан. Деятельность их следует оценивать как деятельность органа, «непосредственно осуществляющего полномочия представительной власти».

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством базируется на статьях 12 и 15 Конституции Российской Федерации, т.е. на признании самостоятельности местного самоуправления «в пределах своих полномочий» и обязанности местных властей соблюдать законы.

    Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает процедуру реализации ответственности, включающую судебную оценку факта нарушения местной властью Конституции РФ и федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований.

Затем следует принятие закона субъекта Федерации о прекращении полномочий органа или выборного должностного лица местного самоуправления и назначение новых выборов.

Нельзя не заметить, что закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушения, различные по своей природе; за нарушение действующего законодательства, а также за неисполнение отдельных государственных полномочий.

    Отметим также, что применение мер ответственности органа и выборного должностного лица базируется на заключении суда областного звена о признании несоответствия их деятельности Конституции РФ и действующему законодательству. Это является довольно весомым обстоятельством: данная норма соответствует заявленной в Конституции самостоятельности местного самоуправления и способствует ее реализации.

    Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина. Наиболее действенный способ восстановления нарушенных прав – обращение в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г.

“Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке, путем обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

    Таким образом, видно, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами федеральными законами как некая специфическая форма ответственности не прописана.

Глава 2. Представительный орган местного самоуправления

    Представительный орган местного самоуправления – это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом.11

     В соответствии с требованием Федерального закона 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а так же срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц должны определяться уставом муниципального образования.

     Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство и, как правило, получает свою конкретизацию в регламентах, которые принимаются представительными органами.

     Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:

     7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

     10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

     15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

     20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

     25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

     35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

     Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

12 Для представительных органов муниципальных районов минимальная численность их депутатов не может быть менее 15 человек, городов федерального значения – менее 10.

     Глава муниципального образования, может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и, как правило, он является председателем представительного органа.

     Уставами муниципального образования может быть предусмотрено избрание заместителя (или нескольких заместителей) председателя представительного органа.

     Структура представительного органа включает также формируемые представительным органом его внутренние рабочие, вспомогательные органы.13 Такие, как, совет представительного органа, совет думы и т.д., которые осуществляют предварительное рассмотрение организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа.

     Представительный орган образует постоянные и временные комиссии (комитеты). Постоянные комиссии представительного органа формируются из числа депутатов на срок его полномочий.

Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя и заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом.

Перечень и наименование постоянных комиссий определяется решением представительного органа.

     Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия и порядок их работы определяются представительным органом при образовании временных комиссий. В состав временных комиссий могут входить лица не являющиеся депутатами.

     Наряду с временными комиссиями представительные органы могут создавать временные рабочие группы для реализации конкретных задач. Их состав также не ограничивается только депутатами.

     В представительном органе могут формироваться депутатские объединения. Все они обладают равными правами. Внутренняя деятельность таких объединений организуется ими самостоятельно. Депутатские объединения работают во взаимодействии с постоянными комиссиями.

     Представительный орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное обеспечение его деятельности. Аппарат оказывает помощь постоянным комиссиям представительного органа и депутатам.

     Представительные органы формируются путем избрания депутатов в представительные органы на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Источник: https://www.freepapers.ru/58/deyatelnost-grazhdan-v-sisteme-mestnogo/41748.268658.list2.html

Органы местного самоуправления понятие и структура

Органы местного самоуправления. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Список состоит из представительного органа местной администрации

Под органами местного самоуправления принято понимать небольшой коллектив, который избирается жителями населенного пункта для решения текущих проблем и оптимизации жизни.

В последние годы правительство РФ делает все возможное, чтобы улучшить качество работы данных органов. Чем больше граждан будут вовлечены во взаимодействие с такой системой, тем лучше будут результаты действий этой ветви власти.

С повышением эффективности работы местного управления появляется возможность заинтересовать людей в проявлении их гражданской позиции. Ведь главнейшая задача этого органа – защита гражданских прав человека.

Местное самоуправление в России

Проведем краткий экскурс в историю. Первые организации, напоминающие по своей структуре местное самоуправление, зародились еще во времена Древней Руси, когда стояли появляться общины и возникла необходимость в мирном разрешении споров и конфликтов.

До такого вида, в каком мы видим местную власть в настоящее время, она прошла несколько ступеней:

  1. С конца десятого века и по конец восемнадцатого, когда в стране был абсолютизм.
  2. С конца восемнадцатого века по начало двадцатого – в это время в стране проходило формирование капитализма. Так же большую роль сыграли изменения после реформ Александра II, по которым в стране вводились земские управы для ведения денежных дел на местах.
  3. С начала двадцатого века по восьмидесятые годы двадцатого века – это период существования Советского Союза, когда местное самоуправление обладало наибольшей полнотой власти и независимостью от центра.
  4. С конца двадцатого века по настоящее время (время существования Российской Федерации) – период наибольшего расцвета местного самоуправления: появляются официальные документы, проводятся выборы и все законы, принятые данным органом, тщательно проверяются на верхнем уровне.

Структура ОМСУ

Понятие ОМСУ расшифровывается как «органы местного самоуправления».

Как они осуществляют свою деятельность? Являясь юридическими лицами, они обязуются регистрировать свои действия в соответствии с установленными законами.

Данный элемент власти состоит из нескольких частей:

  1. Представительный орган (является выборным элементом системы. Может быть представлен думой, советом или коллегией).
  2. Глава муниципального образования (является представительным лицом при решении вопросов как с гражданами, так и с представителями власти на различных уровнях).
  3. Местная администрация (исполнительный орган власти).

Помимо структуры, выделяют так же классификации и виды ОМСУ:

  • по способу образования:
  • выборные,
  • по назначению,
  • по специализации:
  • общего назначения,
  • специального назначения,
  • по полномочиям:
  • исполняющие собственные полномочия,
  • исполняющие указы государства,
  • исполняющие добровольные полномочия,
  • по способу принятия решений:
  • единоличное принятие,
  • коллегиальное принятие,
  • по типу исполняемых функций:
  • представительный,
  • исполнительный.

Законодательный орган

Самым ярким примером представительного органа является городская дума. Она формируется на основе выборов жителей данной местности, а количество его членов и срок полномочий прописан в уставах местных самоуправлений.

Стоит отметить: если численный состав населения меньше ста человек, то в представительном органе нет необходимости.

Его главной особенностью является то, что он напрямую связан с гражданами населенного пункта, выражает их интересы и принимает решения от лица всех жителей. Членов данного законодательного органа называют депутатами. Этот законодательный орган подконтролен вышестоящему лицу, то есть главе муниципалитета.

Согласно одной из статей ФЗ, в ведении законодательного органа находятся дела, связанные с:

  • уставом муниципалитета,
  • бюджетом данной территории,
  • налогами этого населенного пункта,
  • разработкой программ по развитию данного населенного пункта,
  • вопросами имущества собственности муниципалитета,
  • открытием или закрытием местных предприятий,
  • вопросами о наличии технической базы местных учреждений,
  • правильном исполнении своих обязанностей органов местного самоуправления и отдельных работников.

Глава муниципального образования

Высшее должностное лицо города (села, деревни и т. п.) избирается населением или же назначается думой. Подконтролен и подотчетен как населению, так и законодательному органу.

Кратко о полномочиях главы. Он имеет право:

  • представлять муниципалитет при общении как с жителями этой местности, так и с органами власти,
  • ставить подписи на документах и оглашать данные о нормативных актах, изданных думой,
  • требовать провести внеочередное собрание думы,
  • издавать собственные указы, не противоречащие уже существующим нормативным актам.

Деятельность главы может быть прекращена в нескольких случаях:

  • смерть,
  • досрочная сдача полномочий,
  • решение суда о недееспособности,
  • переезд на постоянное место жительства в другое государство.

Местная администрация

Ее руководством занимается глава муниципалитета, либо его заместитель, который назначается согласно контракту. Данный орган муниципалитета является исполнительным и решает вопросы местной юрисдикции.

В его ведении находится разработка программ по развитию населенного пункта и расчет денежных средств для предоставления данных в местную думу.

Контрольный отдел

Контрольный орган местного самоуправления образуется для решения вопросов, связанных с местным бюджетом:

  • распределение денежных средств между организациями,
  • составление проекта бюджета,
  • отчет о выдачи денег высокопоставленным органам или чиновникам,
  • проведение проверок учреждений для уточнения о целевом расходовании предоставленных средств.

Как и глава администрации, контрольный отдел может образовываться двумя способами: выбором жителей или же путем назначения представительного органа.

По результатам проводимых проверок контрольный отдел обязуется предоставить отчет о проделанной работе для ознакомления жителям населенного пункта.

Функции и полномочия органов местного самоуправления

Данные о полномочиях самоуправления прописаны в законах, принятых на этой территории.

В первую очередь в компетенцию ОМСУ, согласно действующему законодательству, входит обеспечение достойного санитарного состояния на ведомственной им территории, противопожарной безопасности, обеспечение школ и детских садов.

Так же в их полномочия входят вопросы, связанные с расширением и застройкой территории, и проверка различных учреждений на нарушения правил как санитарно-эпидемиологических, так и законодательных.

В распоряжении ОМСУ находится имущество, являющееся собственностью муниципалитета.

Заключение

Наличие данной системы в Российской Федерации позволяет говорить о том, что гражданское общество в нашей стране – не просто слова. Данный элемент всей политической системы делает проще управление страной и облегчает общение представителей власти с гражданами.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/organyi-mestnogo-samoupravleniya-ponyatie-i-struktura

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: