Откуда произошли буряты. Буряты, история

Буряты, история

Откуда произошли буряты. Буряты, история

Первоначальным местом поселения протобурятских племен, очевидно, следует считать Предбайкалье, хотя ранее была довольно популярна точка зрения, что бурятские племена являются пришлыми из Монголии. Сегодняшние данные позволяют говорить о существовании еще в позднем неолите (около 2500 года до н.э.) протобурятских племен шоно и нохой.

Названия эти являются тотемными, и переводятся как волк и собака. Некоторые исследователи считают племя шоно предками булагатов и эхиритов, а нохой — предками хоринцев. Вероятно, в ходе длительных процессов передвижений племен, нохой большей частью перешли на восточную сторону Байкала, где вошли в состав империи гуннов.

Шоно же находились в даннической зависимости.

История бурятских племен

Более подробные сведения о предках бурят относятся к IX-X векам нашей эры. Считается, что западные племена предков бурят входили в то время в состав уч-курыканского племенного союза, а восточные составляли сильный хори-туматский союз.

Существует точка зрения, что между курыканским и хори-туматским союзами были длительные военные столкновения, продолжавшиеся более 100 лет с различной интенсивностью. После поражения от хори-туматов протобурятские племена Предбайкалья остались, а курыкане (предки якутов и тунгусов) ушли частью на север, частью на запад.

Другие исследователи считают туматов предками курыкан, и отвергают предположение о войне. Однако влияние древних тюрков на формирование бурятской народности несомненно.

Позже, в «Сборнике летописей» персидского ученого Рашид-ад-Дина упоминается о лесных племенах булагачинов и кэрэмучинов, живших к западу от Байкала. Очевидно, речь идет о предках эхиритов и булагатов. Эти племена входили по Рашид-ад-Дину в страну Могулистан, населенную монголо-язычными племенами.

Также говорится о местности Баргуджин-Тукум. Этим термином у монголов обозначался обширный район по обе стороны Байкала. В него входили, судя по всему баргуты, хори, булагачины и кэрэмучины и другие малочисленные племена или живущие отдельно от своих соплеменников монголы, меркиты, киданьские переселенцы.

В период монгольского владычества в этом районе сформировались племена эхиритов, булагатов и хонгодоров. Хори же сформировались раньше, и ко времени появления русских жили в Забайкалье. Их первоначальное местожительство до сих пор вызывает горячие споры у историков, этнографов, археологов.

По мнению многих ученых, неоспорим факт совместного жительства трех главных бурятских племен в глубокой древности. Видимо, в процессе дальнейшего развития хори оказались на территории Забайкалья, а затем с Х века вновь оказались в Предбайкалье, а во времена Чингисхана часть из них ушла обратно в Забайкалье.

Об этом свидетельствует проживание нескольких хоринских родов на территории нынешних районов Усть-Ордынского округа.

В русских документах булагаты, эхириты и хонгодоры именуются “большими брацкими людьми” и говорится о существовании племени буретов, по имени которых стали называть и другие племена Предбайкалья.

В то время большие группы булагат — ашагабаты и икинаты, жившие в долинах рек Уда и Ока (нынешние Нижнеудинский, Зиминский и Заларинский районы Иркутской области) находились на стадии формирования собственных племен, поэтому некоторые исследователи выделяют их в отдельные племена. Однако ашагабаты и икинаты все же являются булагатами.

История бурят

Буряты (Буряадууд) — монголоязычный народ Сибири. Общая численность их в мире составляет 520 тыс. человек. Основная масса народа сосредоточена в республике Бурятия (249,5 тыс. чел.

), в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (49 тыс.чел.), в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области (42,3 тыс. чел.) и в ряде районов этих же областей, не входящих в состав автономий.

За пределами РФ буряты живут в Монголии (35 тыс. чел.) и Китае (около 10 тыс.)

Археологические и другие материалы допускают предположение о том, что отдельные протобурятские племена (шоно и нохой) сложились в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н э.). По мнению авторов, племена скотоводов-земледельцев тогда соседствовали с племенами охотников.

В позднем бронзовом веке, на территории всей Центральной Азии, включая Прибайкалье, проживали племена так называемых «плиточников» — прототюрков и протомонголов. Начиная с III в. до н.э.

население Забайкалья и Предбайкалья втягивается в грандиозные исторические события, которые развернулись в Центральной Азии и Южной Сибири, связанных с образованием ранних негосударственных объединений гуннов, сяньби, жужаней и древних тюрков.

С этого времени начинается распространение монголоязычных племен в прибайкальском регионе и постепенная монголизация аборигенов. В IX-XIV веках Забайкалье оказалось в центре монгольских политических событий, в том числе в создании единого Монгольского государства во главе с Чингисханом.

Этноним «бурят» впервые упоминается в монгольском сочинении “Сокровенное сказание монголов” (“Монголой нюуса тобшо”) наряду с такими племенами, как хори-туматы, баргуты, ойраты и др.

Более достоверные сведения о предках бурят появляется в первой половине 17 века в связи с приходом русских в Восточную Сибирь. В этот период Забайкалье являлось частью Северной Монголии, входившей в состав Сецен-хановского и Тушету-хановского ханств.

Господство в них занимали монголоязычные народы и племена, подразделявшиеся на собственно монголов, халха-монголов, баргутов, дауров, хоринцев и др. Предбайкалье находилось в даннической зависимости от Западной Монголии.

Основными этническими группами-племенами здесь были эхириты, булагаты, хонгодоры и икинаты. Все эти племена по обе стороны Байкала не составляли единой народности, имели различия в языке, быте и культуре.

Военное дело у бурят

С самого начала образования бурятских племён, само собой было необходимо отстаивать свою независимость, самостоятельность, защищать свою землю от набегов соседей и, что греха таить, нападать на более мелкие и слабые племена.

Первые упоминания о войнах на территории Прибайкалья восходят ещё к гуннам, в состав которых входили и предки бурят. Позже предки бурят-племена чинос (шоно) и нохой, часто подчинялись тем или иным могущественным соседям — сяньби, жужаням.

Во времена тюрков протобурятские племена, входившие в состав курыкан, и племя баргут, первоначально подчинившиеся тюркам, позже, при распаде великого Тюркского каганата, воевали против тюркутов.

Затем были войны с пришедшими на свои земли хори-туматами, которые в свою очередь, воевали с киданями, племена Предбайкалья отражали агрессию енисейских кыргызов.

Во времена Монгольской империи с монголами воевали хори-туматы, чинос были вынуждены участвовать в походе Чингисхана на Среднюю Азию. Во времена Чингисхана покорённые хори, булагаты и эхириты были поделены на десятки, пятидесятни и сотни, монголы установили свою военную организацию.

До монголов войска предков бурят — курыкан, хори-туматов, баргутов — составляли в основном ополчение, лишь при родовых вождях и племенных предводителях состояли небольшие отряды нукеров.

Войска были конными, на вооружении стояли сложный лук (номо) с боевыми стрелами (годли), имевшими железные наконечники (зэбэ), кольчуга куяк, железный или кожаный шлем, колчан-сайдак (hаадаг), железное копьё или рогатина (жада), сабля (hэлмэ), длинные метательные ножи (мадага), палица (гулда), боевой топор (hухэ).

Ополченцы — улусные люди, собиравшиеся на защиту земель, вооружались кто чем может, редко кто из них имел полный комплект боевого снаряжения.

В основном у них были луки со стрелами, копья, редко кто имел даже шлем и кожаные доспехи, защищавшие разве только от стрел, да и то на излёте.

Боевая дружина предводителя — нухэрнууд, были вооружены куда лучше, имели и кольчугу с железными или бронзовыми пластинами, железный остроконечный шлем, опушенный мехом, калантырь — кожаные доспехи с пластинами, круглый деревянный или железный щит и т.д.

Тактика боя была такая же, как и в Монголии — нападение, затем — притворное отступление и нападение с окружением.

Маневренность войска позволяла преодолевать значительные расстояния, бурятские воины самостоятельно, уже не в составе монгольских войск, ходили на племена тунгусов, качинцев, живших на территории Красноярского края, нередко угрожали хакасам и тувинцам. Но и сами позже страдали от набегов монгольских нойонов.

Появление русских в Предбайкалье

Во времена прихода русских предбайкальские буряты первое время нередко сталкивались с их отрядами, ходили под остроги, так в 1631 году бурятами был сожжен Братский острог.

Зачинщиками выступлений бурят выступали родовые нойоны, недовольные потерей полного влияния на своих людей, но и казацкие предводители часто давали почву для ответных действий. В конце XVI — начале XVII веков нередки были случаи объединения бурят и рядовых казаков против воевод-лихоимцев.

Восточные буряты в это время ещё в большей степени страдали от монгольских набегов, и поэтому добровольно передались русским. Кроме того, с востока стали приходить отряды маньчжурского Манжи-хана, уже завоевавшего к тому времени Восточную и Внутреннюю Монголию, с которыми успешно бились отряды хори под предводительством Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас батора и других.

Ссылки

Источник: http://irkipedia.ru/content/buryaty_istoriya

История происхождения бурят с глубокой древности

Откуда произошли буряты. Буряты, история

Фото из соцсетей / Хоридой мэргэн – младший сын Барга-батура. Его одиннадцать сыновей примерно во II веке н.э. создали 11 хоринских родов

В дочингисовские времена монголы не имели письменности, поэтому рукописей по истории не было. есть только устные предания, записанные в xviii и xix веках учеными-историками

Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

В 1992 году вышла книга доктора историче­ских наук Ширапа Чимитдоржиева «История бурят» на бурятском языке. В этой книге собраны памятники бурятской литературы XVIII – XIX веков, написанные вышеназванными ав­торами. Общность этих произведений за­ключается в том, что праотцом всех бурят является Барга-багатур, полководец, при­шедший из Тибета. Это произошло на рубе­же нашей эры.

В то время на южном берегу Байкала жил народ бэдэ, территория которого была северной окраиной хуннской империи. Если учесть, что бэдэ были монголоязычным народом, то они себя называли бэдэ хунууд. Бэдэ – мы, хун – человек. Хунну – слово китайского происхождения, поэтому монголоязычные народы стали называть лю­дей «хун» от слова «хунну».

И хунну постепенно превратилось в хун – человек или хунууд – люди.

Хунны

О хуннах впервые написал китайский ле­тописец, автор «Исторических записок» Сыма Цянь, живший во II веке до нашей эры. Китайский историк Бань Гу, умерший в 95 году до н.э.,  продолжил историю хуннов. Третью книгу напи­сал южнокитайский ученый чиновник Фань Хуа, живший в V веке. Эти три книги соста­вили основу представления о хуннах.

Исто­рия хуннов исчисляется почти 5-ю тысячами лет. Сыма Цянь пишет, что в 2600 году до н.э. «желтый император» воевал против пле­мен жуны и ди (просто хунны). Со временем племена жуны и ди смешались с китайцами. Сейчас жуны и ди ушли на юг, где, сме­шиваясь с местным населением, образовали новые племена под названием хунну.

Возникли новые языки, культуры, обычаи и страны.

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз­дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира­лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ.

После распада импе­рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани.

Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль­пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись.

Долина Тунки защищена цепью гор. С севера – неприступ­ные гольцы Саянских гор, с юга – горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при­шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из­брал его своим ханом. У него родились три сына.

У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро­дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай.

Ито­го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов – убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов – алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Потомки Хоридоя и Баргудая стали называться барга или бар-гузон – народность баргу, в честь деда Барга-багатура. Со временем им стало тесно в Тункинской долине. Эхирит-булагаты ушли на западный берег Внутреннего моря (озе­ра Байкал) и распространились до Енисея. Это было очень тяжелое время.

Были посто­янные стычки с местными племенами. В то время на западном берегу Байкала обитали тунгусы, хягасы, динлины (северные хунны), енисейские кыргызы и т.п. Но баргу выжил и народ баргу разделился на эхирит-булагатов и хори-туматов. Тумат от слова «тумэд» или «ту­ман» – больше десяти тысяч.

Народ в целом назывался баргу.

Через некоторое время часть хори-туматов ушли на баргузинские земли. Обосновались у горы Бархан-Уула. Эта земля стала называть­ся Баргуджин-токум, т.е. баргу зоной тохом – земля народа баргу.

Тохом в старину называли местность, на которой жили. Монголы букву «з», особенно внутренние монголы, выговаривают как «дж». Слово «баргузин» на монгольском «баргуджин».

Джин – зон – народ, даже на японском языке нихон джин – нихон человек – японец.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про­живала оставшаяся часть коренных баргу.

Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред­горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие.

Хуннские племены совершали набеги на Ки­тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес­покойных соседей…

«Брацкие люди»

До прихода русских, как выше говорилось, буряты назывались баргу. Русским они гово­рили, что они баргуды, или баргудцы на рус­ский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

Сибирский приказ в 1635 году сообщал в Москву «… Петр Бекетов со служилыми людьми ходил в брацкую землю вверх Лены-реки на усть Ону реку к брацким и тунгус­ским людям». Атаман Иван Похабов в 1658 году писал: «Братцкие князьцы с улусными людь­ми… изменили и от братцких острогов прочь откочевали в Мунгалы».

В дальнейшем буря­ты стали называть себя барат – от слова «братцкий», что потом трансформировалось в бу­рят. Путь, который прошли от бэдэ до бар­гу, от баргу до бурят более двух тысяч лет. За это время исчезло или стерто с лица зем­ли несколько сот родов, племен и народов.

Ученые монголоведы, изучающие старомон­гольскую письменность, говорят, что старо­монгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и со­хранить уникальную культуру и язык бурят.

Буряты являются древним народом, произо­шедшим от народа бэдэ, которые, в свою оче­редь, были хуннами.

Монголы объединяют в себя многие племена и народности, но бурят­ский язык среди многообразия монгольских диалектов единственный и неповторимый всего лишь из-за буквы «h». В наше время сохраняются нехорошие, натянутые отно­шения между различными группами бурят.

Буряты делятся на восточных и западных, сонголов и хонгодоров и т.д. Это, конечно, нездоровое явление. Мы не суперэтнос. Нас всего 500 тысяч людей на этой земле.

Поэто­му каждый человек должен своим умом по­нять, что целостность народа в единстве, уважении и знании нашей культуры и языка. Среди нас немало известных людей: ученые, врачи, строители, животноводы, педагоги, люди искусства и т.д.

Давайте жить дальше, преумножать наше людское и материальное богатство, сохранять и беречь природное бо­гатство и наше святое озеро Байкал.

Отрывок из книги

Источник: https://www.infpol.ru/121687-istoriya-proiskhozhdeniya-buryat-s-glubokoy-drevnosti/

Буряты

Откуда произошли буряты. Буряты, история

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B

Почему буряты называют Байкал «морем мертвых»

Откуда произошли буряты. Буряты, история

Испокон веков на берегах Байкала селились древние люди, но только в культуре бурят-монгольских племен родилось настоящее поклонение озеру. Даже современные буряты-горожане считают озеро своей колыбелью, священным, живым и верят в его необыкновенную силу и способность влиять на судьбы людей. Откуда же появилась у них такая вера?

Байкал — их предок

Буряты действительно считают, что Байкал — их божественный предок.

Например, буряты-эхириты по древним легендам являются непосредственными потомками озера. Их великий предок Эхирит был рожден от самца огромной рыбы-налима и береговой щели озера, которую тот, очевидно, оплодотворил своими молоками.

Другие племена связывают свое происхождение с местностью вокруг Байкала, они называют эту землю Баргуджин-Токум и считают её колыбелью бурятского народа.

Основатель рода булагатских бурят Булагат, по легенде, был рожден от шаманки Айсухан и Нойона Буха — могучего божества, принимающего вид быка и обитающего на гольцах Восточных Саян.

Хоринские буряты связывают свое происхождение с лебедями, обитающими на берегах озера. Согласно легенде, основатель хоринцев Хоредой увидел на берегу, как три лебедя (хун-шубун) сбросили с себя перья и, оказавшись прекрасными девушками, начали плескаться в воде Байкала.

Богатырь спрятал «одежду» одной из них и упросил девушку выйти за него замуж. Жена-лебедь родила Хоредою 11 сыновей, а состарившись, нашла свою «одежду», обернулась птицей и вылетела в дымоход юрты.

С той поры хорницы при почитании предков всегда «брызгают» молоком вверх — в честь тотемного предка, и каждый год отмечают прилет лебедей на берега озера.

Буряты, живущие на острове Ольхон, считают, что они произошли от ольхонских орлов — от птицы, которую почитают.

Бурятский народ — первооткрыватель Байкала

Одна из легенд, в которой, возможно, нашло отображение открытие озера, говорит о некоем человеке-страннике, который помог людям, потерявшим дом, обрести новое место для стойбищ. Он вырвал из груди собственное сердце, чтобы прожечь им горы, освободить из-под них воду и указать путь.

Освобожденная из-под камня вода образовала Байкал, на берегах которого и поселились спасенные племена.

На самом деле буряты живут в Прибайкалье и Забайкалье так давно, что даже ученые не могут ответить на вопрос, когда же они здесь появились. Известно, что племена, оставившие после себя захоронения «культуры плиточных могил», которые ученые считают древнемногольскими, жили здесь уже во II тысячелетии до н. э.

Байкал связан со священным эпосом

Практически вся территория вокруг Байкала в сознании бурят связана с деяниями героя Гэсэра, который сражался с чудовищами и злобными нойонами — порождениями Страны мертвых. Часто Прибайкалье так и называют — земля Гэсэра.

А эпос о нем рисует озеро как еще одного героя легенд, красочно описывая его происхождение и возникновение различных мест — долин, рек, гор и островов.

По сути, эпос объясняет происхождение особенностей ландшафта деятельностью мифических персонажей-первопредков — об этом пишет историк Любовь Цыдыповна Малзурова в статье «Озеро Байкал в бурятских преданиях».

Интересно то, что экспедиции глубоководных аппаратов «Мир», которые исследовали озеро в 2008 — 2010 гг., выявили правдивость многих бурятских легенд. Например, подтвердилась легенда о мгновенном «побеге» дочери Ангары от Байкала — геологи выяснили, что в истоке реки действительно была каменная гряда, которая обрушилась, возможно, от землетрясения.

Оказалось, что сакральное место ольхонских шаманов — вершина горы Ижемей у подножия которой в озере буряты размещали вход в подземный мир, находится над самой глубокой впадиной озера, а расстояние от дна до вершины составляет около 2900 метров.

Ученые даже выдвинули предположение, что возраст Байкала может быть намного меньше и, возможно, многие метаморфозы бурятский народ действительно видел своими глазами и это нашло отображение в легендах.

Байкал — море мертвых

По легенде, бытующей среди кабанских бурят, в озере живет его хозяйка, великая богиня Ёхэ Төөдэй, которой следует поклоняться и приносить жертвы. У хозяйки озера 226 сыновей (притоки) и одна дочь Ангара, которая развеивает по ветру все, что добывают сыновья.

Некоторые бурятские мифы размещают мир мертвых в самом озере и даже указывают его точное расположение — это залив Лэбийэ недалеко от устья реки Селенги, в который выносит тела утонувших людей.

Байкал — «место силы»

Именно с озером и с его берегами бурятские шаманы связывают священные места. «Сердцем» Байкала считают Ольхон, на котором нет ядовитых змей, медведей, клещей, комаров и крыс. Также на нем не бывает дождей. Именно сюда опустился с небес посланец богов Хан Хото-Бабай.

Здесь в образе орла-беркута до сих пор живет его сын шаман Хан Хубуу-Нойон. Поэтому на острове много сакральных мест, куда шаманы съезжаются камлать и поклоняться озеру.

Это и мыс Бурхан, и северная оконечность острова мыс Хобой, и гора Ижемей, у подножия которой по сказаниям бурят прикован цепью чудовищный медведь.

В Приольхонье на берегу Байкала находится священная для бурят гора Ёхе Ёрдой. Она служит символом Дерева мира. Все бурятские роды приезжают к ней справлять священный праздник тайлган в честь духов неба, земли и воды. Около священной скалы Аяя шаманы устраивали свои ритуалы: 6 дней и 6 ночей длились обрядовые танцы вокруг самой горы.

Не менее священным был и противоположный берег Байкала. Там располагается священная гора Бурхан-Уула, восхождение на которую якобы соединяет человека с небом. Здесь находится священная гора Баин-Хан, а в устье Селенги — знаменитая Омулёвая Гора, еще одно священное место шаманистов.

С Байкалом связывают буряты и легенды о Чингиз-хане. Якобы его войско доходило вплоть до мыса Кобылья Голова на Ольхоне и оставило там огромный котел с черепом коня внутри. Впрочем, с Чингиз-ханом связывают и Тункинскую долину на юго-востоке озера. Буряты верят, что Великий хан был там, а его войско проходило по дороге вдоль реки Иркут.

Впрочем, надо признать, что ради туристов местные гиды часто придумывают все новые и новые легенды, которые совершенно естественно вплетаются в старые верования шаманистов.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/44323309-pochemu-buryaty-nazyvayut-baykal-morem-mertvyh/

История

Откуда произошли буряты. Буряты, история

Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века.

К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.

К началу XVII век булагаты, эхириты и, по крайней мере часть хонгодоров, находились на определенной стадии этнической консолидации, а население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов.

Новый импульс происходившим в регионе этническим процессам дало появление первых русских поселенцев в Восточной Сибири.К середине XVII века территории по обе стороны Байкала вошли в состав Российского государства. Часть бурят в этот период (с 1630-х по 1660-х гг.) переместилось в Монголию. Однако после нашествия хана Галдана началось обратное переселение, продолжавшееся с 1665 по 1710 гг.

В условиях российской государственности начался процесс социально-культурной консолидации различных групп и племён, исторически обусловленный близостью их культуры и диалектов.

Важнейшее значение для развития консолидационных тенденций имело то, что в результате вовлечения бурят в орбиту новых хозяйственно-экономических и социально-культурных отношений у них стали складываться экономическая и культурная общности.В итоге к концу XIX века образовалась новая общность — бурятский этнос.

Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.

Хозяйственный уклад у бурят

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы — охота и рыболовство. В XVIII—XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье.

Формирование бурятской культуры

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культуру. С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые общеобразовательные школы, начала складываться национальная интеллигенция. До этого времени, образование и наука были неразрывно связаны с буддийским духовным образованием.

Военная служба

При вхождении бурятских объединений под власть России уже в тексте «шерти» (присяги на верность царю) содержалось обязательство военной службы.

В силу этого, а также по причине недостатка своих войск в условиях близости крупных монгольских ханств и маньчжурского государства, Россия так или иначе с самых первых лет подданства бурят использовала их в разного рода военных столкновениях и в охране границ.

На крайнем западе Бурятии, в бассейнах рек Уда и Ока, буряты двух сильных группировок — ашаабгатов (Нижняя Уда) и икинатов (низовья Оки) привлекались администрацией Енисейского и Красноярского острогов для походов.

Вражда между этими группировками (начавшаяся ещё до прихода русских в Бурятию) послужила дополнительным стимулом для участия их в русских предприятиях, а позднее наложилась на вражду между Енисейском и Красноярском. Икинаты участвовали в русских походах на ашабагатов, а ашабагаты — в боевых действиях против икинатов.

В 1687 году, когда двухтысячное войско царского посла Ф. А.

Головина в Селенгинске и Удинске было блокировано монголами Тушэту-хана Чихуньдоржа, по всей контролируемой русскими территории Бурятии были разосланы письма с требованием собрать вооруженных бурят и выслать их на выручку Головину.

Среди эхиритов и восточной части булагатов, живших вблизи Байкала на западной его стороне, были собраны отряды, которые однако не успели подойти к местам боевых действий. Войска Тушэту-хана были частью разбиты, частью сами отошли на юг до подхода бурятских отрядов с запада.

В 1766 году из бурят были сформированы четыре полка для содержания караулов по Селенгинской границе: 1-й ашебагатский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. Полки были реформированы в 1851 году при формировании Забайкальского казачьего войска.

Национальная государственность

Вплоть до начала XX века самостоятельной национальной государственности у бурят не существовало. Буряты были расселены на территории Иркутской губернии, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851).

После февральской революции 1917 было образовано первое национальное государство бурят — «Буряад-Монгол улус» (Государство Бурят-Монголия). Высшим органом его стал Бурнацком.Была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921), затем в составе РСФСР (1922).

В 1923 году они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В неё вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением.

В 1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа — Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий (Ононский и Ольхонский). В 1958 Бурят-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР, с 1992 преобразована в Республику Бурятия.

Источник: http://www.toonto.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: