Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Содержание
  1. Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
  2. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  3. Правовое регулирование
  4. Типичные нарушения и взыскания
  5. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  6. Как избежать взыскания
  7. Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр
  8. Ответственность заказчика
  9. Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты
  10. Взыскание штрафа при исполнении контракта
  11. Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту
  12. Разберем несколько ситуаций:
  13. Определение ВС РФ.
  14. Суть дела
  15. Судебное разбирательство
  16. Позиция ВС РФ
  17. Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду
  18. Неустойка за просрочку исполнение госконтракта
  19. Штраф за неисполнение обязанностей по госконтракту
  20. Что случилось?
  21. Почему это важно?
  22. Что делать?

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр

Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Статья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.

Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.

Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.

Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.

Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.

А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.

Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.

С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.

Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.

Ответственность заказчика

Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно — «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты

Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).

Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.

Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.

Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.

Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.

Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.

Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.

Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.

Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы — пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.

Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.

Возможно вам также будут интересны следующие статьи:

«Что делать если администрация не платит по исполнительному листу«

«Исполнение решений судов о взыскании с казны«

«Заказчик не оплатил выполненную работу«

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/administrativnaya-otvetstvennost-zakazchika-po-goskontraktu-za-narushenie-srokov-oplaty/

Взыскание штрафа при исполнении контракта

Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Статья акутальна на: Июль 2020 г.

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ.

в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта. Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Доводзаказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4Правилисключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно. Определение ВС РФ.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Это важно знать:  Взыскание задолженности по алиментам через суд

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

Суть дела

По результатам электронного аукциона федеральное государственное учреждение (далее — учреждение, заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, поставщик) государственный контракт, в соответствии с которым общество обязалось поставить высокоточные погружные датчики уровня воды, а заказчик обязался принять и оплатить товар. Срок поставки товара составлял 90 дней от даты заключения контракта. Контрактом было предусмотрено, что невыполнение поставщиком условий контракта является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта или расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать от контрагента уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, поставщик обязан уплатить заказчику штраф. При этом общая сумма штрафных санкций не может превышать 10% от цены контракта.

Это важно знать:  Помощь в взыскании долгов с физических лиц

Поставщик направил заказчику письменное уведомление, в котором попросил расторгнуть контракт ввиду обстоятельств непреодолимой силы, создающих невозможность исполнения условий контракта по независящим от поставщика причинам, а именно из-за сильных колебаний курса валют поставка оборудования по цене, указанной в контракте, стала невозможна.

В ответной претензии учреждение потребовало полного и своевременного исполнения обязательств поставщиком, поскольку изменение курсов валют не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

В сложившейся ситуации возможно только расторжение договора в одностороннем порядке по вине поставщика с начислением ему штрафных санкций и удовлетворением требований заказчика о возмещении убытков.

В связи с непоставкой товаров заказчик уведомил ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а затем обратился в суд с иском к поставщику о взыскании штрафных санкций и пеней.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании штрафа, однако посчитал, что взыскание пеней с поставщика противоречит условиям контракта и положениям законодательства.

Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрена ответственность поставщика отдельно за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства (ч. 8 ст.

34 Закона № 44-ФЗ) и отдельно за просрочку исполнения обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суд указал, что действующее нормативное регулирование, а также условия спорного контракта предусматривают два вида ответственности поставщика — неустойку (пени) и штраф.

При этом ответственность поставщика разграничена: за просрочку исполнения обязательства ответственность наступает в виде пеней, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, — в виде штрафа в фиксированной сумме.

Формулировки положений Закона № 44-ФЗ и спорного контракта, по мнению суда, исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

Поскольку в обоснование требований учреждение указало именно на неисполнение обязательств поставщиком, то требование о взыскании с общества пеней за неисполнение обязательств является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании штрафа суд признал правомерным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении.

Судьи поддержали вывод о том, что предусмотренные законом и спорным контрактом виды ответственности наступают при наличии различных условий.

Нарушение требований договора со стороны поставщика в рассматриваемом деле должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и влечь взыскание штрафа.

Доводы заказчика об ином применении норм права суд отклонил как основанные на неверном толковании. Из обстоятельств спора следовал только факт нарушения обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами.

В то время как взыскание неустойки в виде пеней производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет условия, отличные от случаев взыскания штрафа.

В рассматриваемом споре заведомое неисполнение обязательства поставщиком к определенному сроку, приведшее в итоге к расторжению договора, представляет собой единое нарушение.

Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, взыскание одновременно неустойки и штрафа является неправомерным.

Это важно знать:  Взыскание убытков сверх неустойки

Не согласившись с выводами судов, заказчик обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд округа.

Аргументируя свою позицию, учреждение ссылалось на то, что одновременное начисление суммы штрафа за неисполнение условий договора и пеней за несвоевременное исполнение обязательств соответствует условиями заключенного государственного контракта и законодательству о контрактной системе.

Законодателем предусмотрена возможность наличия одновременно двух видов ответственности, что, по мнению заказчика, подтверждается правоприменительной практикой российских арбитражных судов. Однако и окружной суд высказался против двойных санкций, придя к выводу о правомерности позиций первой и апелляционной инстанций.

Позиция ВС РФ

Судьи Верховного суда посчитали, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.

При этом фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств.

При рассмотрении дела суды установили, что поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара, в связи с чем учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа, в то время как поставщик допустил просрочку исполнения обязательства и, согласно положениям контракта и Закона № 44-ФЗ, обязан был также уплатить пени.

Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу решение, апелляционное и кассационное постановления.

Поскольку вопрос о взыскании пеней судами по существу не рассматривался, не были установлены фактические обстоятельства, касающиеся даты расторжения контракта, периода просрочки поставки, не проверен расчет пеней, то дело в данной части было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

»

Следующая

Источник: https://pravagarant.ru/vzyskanie-shtrafa-pri-ispolnenii-kontrakta/

Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Штрафы по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам. Можно ли взыскать упущенную выгоду
Мадрих – Юридическая компания

В последнее время возросло количество заключаемых госзаказчиками контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для нужд государства.

Но в связи с тем, что часто как заказчики, так и поставщики поверхностно знают законодательство о госзакупках, нередки различные нарушения контрактов и затягивание процесса их исполнения.

Закон о госзакупках предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта: неустойку – за просрочку исполнения и штраф – за неисполнение.

Неустойка за просрочку исполнение госконтракта

Важно! Взыскать неустойку можно, если нарушены сроки исполнения обязанностей госзаказчиком и поставщиком. Взимание неустойки с поставщика выполняется в случае просрочки выполнения работ (поставки товаров) по госконтракту, а с заказчика – просрочки оплаты. На практике подобные нарушения встречаются часто как со стороны госзаказчика, так и со стороны поставщика.

Важно! Расчет неустойки в случае нарушений обязательств поставщиком и госзаказчиком производится в соответствии с разными формулами.

Так, неустойка за просрочку исполнения обязательств госзаказчиком перед поставщиком определяется в зависимости от ставки рефинансирования (1/300), количества дней просрочки и суммы неисполненного обязательства.

Точнее, поставщик вправе взыскать с госзаказчика неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) от цены (невыполненной части) госконтракта за каждый день просрочки.

Чтобы вычислить размер неустойки, нужно сумму контракта (неоплаченную часть) умножить на количество дней, затем – на размер ставки рефинансирования, а затем разделить на 300 и на 365 (количество дней в году).

В настоящее время размер ставки рефинансирования приравнен к ключевой ставке и равен 10,5 %. При таком расчете величина неустойки получается небольшой (если сумма контракта незначительная).

Формула расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств поставщика перед госзаказчиком сложнее. Так, чтобы вычислить размер неустойки, из суммы контракта вычитают сумму фактически исполненной части контракта, умножают на ставку рефинансирования и на количество дней просрочки.

Ставка рефинансирования ставится в зависимость от коэффициента, который определяется путем деления количества дней просрочки на число дней по контракту и умножения на 100 %.

Коэффициент показывает, на какое число умножить ставку рефинансирования для определения ставки применительно к конкретной ситуации.

Важно! Данные формулы зафиксированы в соответствующем постановлении правительства.

Штраф за неисполнение обязанностей по госконтракту

Взыскание штрафа предусматривается за любое нарушение (неисполнение) обязанностей по госконтракту – как с госзаказчика, так и с поставщика.

Такое нарушение со стороны госзаказчика иногда выражается в отказе передать определенную документацию или предоставить информацию, без которых выполнение госконтракта невозможно.

Встречается и нежелание содействовать поставщику в выполнении госконтракта иным образом либо уклонение от приемки товара (работы, услуги).

Например, в контракте на строительство госзаказчик не передает проектную документацию на объект, которую он разрабатывал собственными силами или заказывал у иного исполнителя.

Важно! Штраф определяется в процентах в зависимости от цены госконтракта и указывается в соответствующем постановлении правительства.

Размеры процентов ранее указывались нами в иных публикациях, поэтому не будем повторяться.

Важно! Постановление правительства предусматривает для заказчика процент штрафа намного меньше, чем для поставщика.

Неисполнение поставщиком обязанностей по госконтракту выражается в нарушении гарантийных обязательств, непредоставлении документации или иной информации по контракту и т. д.

Важно! Добровольная уплата неустоек и штрафов по госзакупкам встречается редко, поэтому данные вопросы чаще рассматривает суд.

Как видим, ответственность поставщика за неисполнение обязанностей по госконтракту выше, чем госзаказчика. Возможно, законодатель установил такую разницу из-за специфики взаимоотношений с государством. Но мы считаем подобный подход несправедливым, поскольку гражданское законодательство предусматривает равенство прав и обязанностей сторон правоотношений.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Участники госзакупок больше не будут сталкиваться с проблемами по оплате своих товаров, работ и услуг. Для госзаказчиков, не исполняющих обязательства по договорам, вводят штрафы до 50 тысяч рублей.

Что случилось?

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья – нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет.

Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи.

При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд – по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.

5 КоАП РФ, при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Почему это важно?

Чиновники считают, что только административная ответственность поможет дисциплинировать заказчиков. Об этом сказано в пояснительной записке, подготовленной при внесении законопроекта в парламент.

Если оплата по госконтрактам будет быстрой и своевременной, злоупотреблений станет меньше, подрядчики перестанут жаловаться, и это сделает систему госзакупок более эффективной и прозрачной, уверены в правительстве.

Что делать?

Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент».

Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 .

Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» – так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб.

Отметим здесь один возможный проблемный момент – порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер.

Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) – в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств).

Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства.

В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п.

В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера – сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах.

Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб.

, если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

Источник: https://uristol.ru/cash-documents/shtrafy-po-kontraktu-zakazchikov-nakazhut-za-narushenie-srokov-oplaty-po/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: