Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится

Содержание
  1. Режимы функционирования РСЧС
  2. Финансирование РСЧС
  3. Контрольные вопросы
  4. Правительство спешно «ремонтирует» закон о ЧС. Как это поможет борьбе с эпидемией?
  5. Что меняется?
  6. Для чего это делается?
  7. Что сейчас не так с ограничительными мерами в регионах?
  8. Почему не вводится именно карантин?
  9. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, Протокол Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17 апреля 2015 года №4
  10. Обозначения и сокращения
  11. Основные понятия
  12. Глава 1. Перечень основных нормативных и правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС
  13. Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС
  14. Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?
  15. Почему же тогда нам запретили выходить на улицу
  16. Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации
  17. Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь
  18. Что такое режим ЧС
  19. Чем режим ЧС отличается от ЧП
  20. Минусы
  21. Плюсы

Режимы функционирования РСЧС

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится

Существуют три режима функционирования РСЧС: 1. режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях. 2. режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

3. режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности: 1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; 2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 3.

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; 4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности; 5. подготовка населения к действиям в ЧС; 6.

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8.

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; 10.

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

в режиме повышенной готовности: 1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; 2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; 3.

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; 4.

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; 5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; 6.

приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; 7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации: 1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; 2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; 3.

проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; 4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; 5.

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; 6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

7.

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “а” статьи 3 ФКЗ “О чрезвычайном положении” (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “б” указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется: 1. локальной – силами и средствами организации; 2. муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления; 3.

межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

4.

межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято? 2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана? 3. Из каких подсистем состоит РСЧС? 4.

Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры. 5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры. 6. Назовите основные задачи РСЧС. 7. На каких уровнях действует РСЧС? 8. Как организован каждый уровень РСЧС? 9. Назовите координационные органы РСЧС. 10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС. 11.

Назовите органы повседневного управления РСЧС. 12. Что относится к силам и средствам единой системы? 13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС? 14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС? 15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности? 16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?

17.

Как осуществляется финансирование РСЧС?

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_115.html

Правительство спешно «ремонтирует» закон о ЧС. Как это поможет борьбе с эпидемией?

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится
https://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

2020.03.31

Никита Телиженко / Znak.com

Во вторник Госдума стремительно приняла в трех чтениях и передала на рассмотрение в Совет Федерации правительственный законопроект с поправками в федеральный закон о чрезвычайных ситуациях.

В числе главных в этом пакете — поправка, которая призвана дополнить само понятие чрезвычайной ситуации: сразу после слова «катастрофа» в определении, прописанном в законе, теперь будет значиться «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Изменения связаны с необходимостью экстренного реагирования на угрозу распространения COVID-19. Разбираемся, что мешает этому реагированию сейчас и как власти хотят это исправить.

Что меняется?

Поправки, о которых идет речь, вносятся в федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, что в законе уточняется определение чрезвычайной ситуации (ЧС), дополняется статья 4.

1 о функционировании органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дополнительные полномочия появляются у правительства.

При угрозе возникновения или в случае возникновения отдельных ЧС кабинет министров сможет взять на себя координирующие функции — по сути, стать единым оперативным штабом, который будет согласовывать экстренные меры.

Сейчас, согласно закону, правительство напрямую этими функциями не обладает. В повседневном режиме действует МЧС — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ему подчинен подведомственный Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Глава МЧС руководит Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Сейчас именно она принимает решение о федеральном уровне реагирования на ЧС, если ситуация имеет общенациональный характер или затронула два и более региона. 

Взяв на себя функции координирующего органа, правительство теперь само сможет вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на какой-то ее части. 

Для чего это делается?

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель — уточнить полномочия правительства в критических ситуациях. В случае чего премьер на угрозу ЧС будет реагировать сам, а не через какую-то комиссию, которую к тому же возглавляет не он.

Вероятно, премьеру Мишустину кажется, что так будет быстрее и эффективнее. К тому же это логично. На региональном уровне систему предупреждения и ликвидации ЧС возглавляют губернаторы, а на муниципальном — мэры.

И именно они вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на своей территории. 

Поправки отчасти легализуют ту конструкцию, которую Михаил Мишустин уже собрал для борьбы с COVID-19, образовав и возглавив межведомственный координационный совет по противодействию коронавирусу.

Важно и то, что одновременно правительству дается право устанавливать правила поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это задел в том числе на возможное ближайшее будущее — на случай, если эпидемия продолжит набирать силу.

Во всех российских регионах уже больше недели действует режим повышенной готовности. Но на федеральном уровне такого режима пока нет. Если дело дойдет до этого (или, что еще серьезнее, до режима самого ЧС), у правительства будут законные основания предписать, как надо действовать россиянам, а как действовать нельзя.

И эти правила будут иметь силу закона — в отличие от тех рекомендаций, которые сейчас вводят своими указами губернаторы.

Что сейчас не так с ограничительными мерами в регионах?

По состоянию на этот час режим самоизоляции и другие ограничительные меры ввели уже почти 70 регионов.

Половина из них сделала это сразу после того, как об ужесточении карантинных мероприятий объявили Москва и Подмосковье, а глава правительства фактически призвал последовать их примеру.

И тогда же юристы, в том числе те, кого никак не заподозришь в нелояльности системе, указали на юридическую шаткость таких решений.

Лучше всех по поводу уязвимости региональных ограничений дал пояснения глава правозащитного объединения «Агора» Павел Чиков. По его словам, перечень введенных запретов больше соответствует тому, что допускается федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении (№ 3-ФКЗ от 30.05.2001).

В числе возможных ограничений закон упоминает карантин. Но ввести чрезвычайное положение в России или на части ее территории можно только указом президента, который еще и должен быть одобрен Советом Федерации.

Не случайно в числе первых, кто возмутился указу московского мэра, оказался глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.  

Сам столичный мэр (как и его последователи в регионах) при этом ссылается на закон о ЧС.

Но, как отмечает Чиков, в этом законе не упоминаются (пока) эпидемии, в том числе как повод для введения режима ЧС. А формулировка «иные бедствия» не выглядит достаточной. Иначе с подачи правительства в закон сейчас не вносились бы срочные поправки. 

По мнению главы «Агоры», к проблемной ситуации, которую хотят купировать власти, пока наиболее применим федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999).

В нем также есть понятие «карантин», который наделяет органы власти всех уровней полномочиями по введению различных ограничений.

Но, например, в указе Собянина (как во многих аналогичных) ссылок на этот закон нет. 

Более того, не во всех случаях решения руководителей субъектов пока подкреплены предписаниями главных санитарных врачей в регионах.

Но даже там, где такие предписания были, конструкция все равно может оказаться юридически небезупречной.

Бывший министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко даже не исключает, что могут последовать возражения со стороны органов прокуратуры.

Но пока о таких действиях региональных прокуроров неизвестно. Зато известно о первых попытках общественников оспорить действия высших должностных лиц в своих регионах.

В итоге даже представители региональных властей вполголоса признают, что изданные распоряжения об обязательной изоляции в большей мере рассчитаны на сознательность граждан, нежели на полное законопослушание.

Впрочем, практика первых дней изоляции показала, что при необходимости следуют меры, все же обязательные к исполнению.

Так, например, было с одним из строительных гипермаркетов в Екатеринбурге, который в выходные останавливал работу, следуя точечному предписанию Роспотребнадзора. 

Почему не вводится именно карантин?

Опрошенные Znak.com представители медицинских округов говорят, что власти действительно могли бы опереться не на № 68-ФЗ (о ЧС), а № 52-ФЗ (о санитарно-эпидемиологическом благополучии).

И спокойно вводить любые ограничения, которые посчитали бы достаточными территориальные органы Роспотребнадзора, вплоть до самого настоящего карантина.

Тем более что Дума одновременно приняла и ужесточающие поправки в Уголовный кодекс, которые «будят» доселе фактически «спавшую» статью 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). 

Но, как уже было сказано, в написанных под копирку губернаторских указах «санитарный» закон не упоминается.

То, что события пошли по этому сценарию, некоторые даже считают признаком слабости ведомства, возглавляемого сегодня Анной Поповой.

И намекают, что при Геннадии Онищенко, предшественнике Поповой в должности главного санитарного врача России, было бы иначе. На сайте самого ведомства найти разъяснений на этот счет не удалось.

Впрочем, тот же Павел Чиков вообще сомневается в праве санитарных врачей останавливать работу бизнеса в мегаполисах и запрещать жителям городов выходить из дома. Сомнения есть и у других юристов, которые напоминают, что есть статья 55 Конституции РФ (допускающая ограничения прав и свобод граждан, но только федеральным законом).

И задаются вопросом, нельзя ли толковать эту статью так, что предписание главного санитарного врача — слишком слабый акт, чтобы ограничивать право граждан на свободное передвижение? 

Как бы там ни было, № 68-ФЗ уже не впервые используется там, где, казалось бы, речь идет именно о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Когда в 2018 году в Челябинске из-за конфликта властей и компаний по вызову твердых бытовых отходов случился мусорный коллапс, поначалу тоже вспоминали о № 52-ФЗ. Но в конце концов был введен режим ЧС, в том числе, как стало понятно позже, потому что это развязало руки местным чиновникам по части проведения муниципальных закупок.

В этом смысле закон о ЧС оказался просто удобней. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, Протокол Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17 апреля 2015 года №4

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится

УТВЕРЖДЕНЫрешением Правительственнойкомиссии по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуацийи обеспечению пожарной безопасности

Протокол N 4 от 17 апреля 2015 года

Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 28.11.2014 N РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г.

Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Методические рекомендации следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий и складывающейся обстановки при возникновении ЧС.

Обозначения и сокращения

ГОГражданская оборона
ЕДДСЕдиные дежурные диспетчерские службы
РСЧСЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ФП РСЧСФункциональные подсистемы РСЧС
ТП РСЧСТерриториальные подсистемы РСЧС
ФОИВФедеральные органы исполнительной власти
ТО ФОИВТерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти
ОИВ СРФОрганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ОМСУОрганы местного самоуправления
ЦУКСЦентр управления в кризисных ситуациях
ЧСЧрезвычайная ситуация
Комиссия по ЧС и ОПБКомиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОШ ЛЧСОперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций
ИОГВИсполнительные органы государственной власти

Основные понятия

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) – органы повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) – функциональная структура федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции координацию функционирования соответствующей подсистемы или звена РСЧС, проведение работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации, борьбе с пожарами.

Критически важные объекты – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (ОШ ЛЧС) – создаваемая на период ликвидации ЧС структура, предназначенная для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

Поисково-спасательные работы – вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия – человека, группы людей, морского или воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой или иной помощи и доставка их в безопасное место.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Радиоактивное загрязнение – наличие или распространение по поверхности земли, в атмосфере и воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) – орган повседневного управления РСЧС на региональном, межрегиональном уровне, осуществляющий управление силами и средствами РСЧС в повседневном режиме, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Глава 1. Перечень основных нормативных и правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420359157

Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится

Все постоянно говорят про режим повышенной готовности, но каково его реальное определение многие назвать не могут. Давайте разбираться вместе.

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Сейчас у нас распространение коронавируса, это значит, что строчка про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» полностью подходит. То есть нынешняя обстановка всецело накладывается на это определение, и по идее, режим ЧС должны были ввести. Но ввели режим повышенной готовности.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

В ФЗ есть подпункт про «уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию » . Уровень реагирования описывает степень готовности органов управления и единой госситемы.

То есть, это не особый режим, при котором меняются права и обязанности населения, а только уровень мобилизованности органов.

Грубо говоря, при режиме повышенной готовности врачей и спасателей могут заставить круглосуточно дежурить, полиция может беспрерывно патрулировать улицы и так далее.

Более того, в описании действий органов при режиме повышенной готовности есть строчка о том, что меры, которые принимаются, не должны ограничивать «права и свободу человека и гражданина».

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

  • Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.
  • Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок
  • Выполнять требования должностных лиц
  • Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)
  • Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).
  • Предъявлять документы по первому требованию органов.

Запрещается:

  • Мешать работе должностных лиц
  • Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)
  • Создавать угрозу для населения своими действиями.
  • Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Более того, в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме. То есть бизнес смог бы выжить, а множество людей не пришлось бы сокращать или отправлять в неоплачваемые отпуска.

Коротко: при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Однако несложно представить, чем обернется и уже оборачивается такая экономия. Малый и средний бизнес погибает, людей заставляют уходить в неоплачиваемые отпуска вместо обещанного президентом месяца «каникул» с сохранением зарплаты.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/povorotnapravo/chto-je-takoe-rejim-povyshennoi-gotovnosti-i-chem-on-otlichaetsia-ot-chs-5e8b5c14e4ab702789ae76e0

Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций К мерам по предупреждению чс относится

Президент Владимир Путин продлил до 30 апреля режим нерабочих дней — карантикулы, объявленные с 30 марта по 5 апреля. «С учетом ситуации будем принимать другие решения. Если ситуация позволит, нерабочий период может быть сокращен», — сказал президент в ходе обращения к нации.

Ужесточать режим глава государства не стал, сказав, что регионы сами будут принимать такие решения на своей территории.

Между тем в России растет число заболевших: за минувшие сутки зарегистрирован 771 новый случай, общее число инфицированных достигло 3548 человек.

Заболеваемость набирает обороты, а значит, регионы могут начать массово вводить у себя режим ЧС — следующий шаг после режима повышенной готовности, который уже действует в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.

В случае ухудшения обстановки режим ЧС может быть объявлен и на территории всей страны. 1 апреля Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству единолично устанавливать режим чрезвычайной ситуации на территории России. Раньше такие полномочия были у правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством главы МЧС.

Что такое режим ЧС

Согласно определению из ФЗ-68 («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По новому закону, который вступил в силу 1 апреля 2020 года, этот перечень дополнен словами про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Таким образом, эпидемия коронавируса становится официальным поводом для введения ЧС.

В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС:

  • Повседневный. Осуществляется в нормальной обстановке. В штатном режиме службы следят за состоянием природной среды, проводят превентивные меры для предупреждения ЧС.
  • Режим повышенной готовности. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России, в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
  • Режим ЧС. Егочасто путают с режимом ЧП — чрезвычайного положения. Между ними есть важные различия.

Чем режим ЧС отличается от ЧП

  • Режим чрезвычайной ситуации

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других).

Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения.

Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

  • Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президентпри ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены.

В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке.

Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Минусы

Во время режима ЧС власти могут ограничивать конституционные свободы граждан. А когда режим снимают, обществу предстоит справиться со многими негативными экономическими последствиями.

  • Ограничение свободы передвижения: запрет доступа людей и транспортных средств на территорию ЧС.
  • Ограничение на срок до 90 дней оптовой и розничной торговли медизделиями и лекарствами по списку, который составит правительство.
  • Сокращение основных производственных мощностей.
  • Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы.
  • Снижение уровня жизни населения.
  • Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг.
  • Расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Плюсы

При этом введение режима может немного облегчить жизнь бизнесу. Так, если введут режим ЧС, это позволит предпринимателям:

  • Освободиться от уплаты арендных и коммунальных платежей.
  • Не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в большинстве договоров ЧС относится к форс-мажорам, в отличие от режима повышенной готовности.
  • Воспользоваться введением правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве. Во время моратория нельзя обратиться за взысканием на заложенное имущество должников. Также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, которые возникли еще до введения моратория. Но арест с имущества должника не снимается.
  • Возместить убытки. По закону, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства.

Читайте нас в соцсетях:

Источник: https://66.ru/news/society/229400/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: