В конституционном праве рф не допускается нормы. Конституционно-правовые нормы

Содержание
  1. Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
  2. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
  3. Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений
  4. Конституционно-правовые нормы: особенности, понятие, виды
  5. Предыстория
  6. Этапы Конституции с 1936 по 1993 год
  7. Конституционно-правовая норма
  8. Примеры
  9. Особенности
  10. Управомочивающие нормы
  11. Виды
  12. Гражданин и закон
  13. Общественные отношения
  14. Итоги
  15. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
  16. Где содержатся конституционные нормы
  17. Особенности конституционно-правовых норм
  18. Виды конституционно-правовых норм
  19. По действию в пространстве
  20. По степени определенности предписаний
  21. По социальному назначению
  22. По характеру содержащихся в нормах предписаний
  23. По предмету правового регулирования
  24. По субъектам правотворчества
  25. Структура конституционно-правовых норм
  26. Конституционно-правовые нормы и институты

Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации

В конституционном праве рф не допускается нормы. Конституционно-правовые нормы

  1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
  2. Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

«Конституционное право» – термин многозначный, употребляетсятрадиционно в трех аспектах: как отрасль права, как ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая отрасль науки и как учебная дисциплина.

При ϶ᴛᴏм отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.

) о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д.

Учебная дисциплина (учебный курс)традиционно опирается на действующие правовые нормы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об данных действующих нормах, так и о состоянии науки.

Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента.

В первую очередь, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует исключительно основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При ϶ᴛᴏм существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования.

Под ϶ᴛᴏ регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.

), через кᴏᴛᴏᴩые человек интегрируется в общественную жизнь и кᴏᴛᴏᴩые зачастую выступают ϲʙᴏеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Аналогично тому как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.).

Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования будет его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что конституционное право России – ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.

) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть.

Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части.

Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты.

При ϶ᴛᴏм четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства – с другой.

При всем этом с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

  • Конституция РФ и ее ϲʙᴏйства;
  • основы конституционного строя России;
  • основы конституционно-правоюго статуса личности (в т.ч. институт гражданства в Российской Федерации).

2.

Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

  • парламентское право РФ;
  • избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;
  • институт главы государства;
  • институт Правительства РФ;
  • конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;
  • территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Стоит сказать, что каждая составная часть системы конституционного права – ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая совокупность конституционно-правовых норм со ϲʙᴏими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт.

  • В отличие от норм других отраслей права некᴏᴛᴏᴩые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм будут положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация… есть демократическое…, правовое государство…»), ст. 2 («Человек, его права и ϲʙᴏбоды будут высшей ценностью…») и др. При этом сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на данные нормы, в частности, регулярно ссылается в ϲʙᴏих актах Конституционный Суд РФ). Исключая выше сказанное, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.
  • Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации будет ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию…» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает ϲʙᴏи полномочия» (ст. 116) и т. п. При всем этом конституционное право содержит и некᴏᴛᴏᴩые диапозитивные (менее жесткие, дающие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, кᴏᴛᴏᴩая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, кᴏᴛᴏᴩый принимается Конституционным Собранием… или выносится на всенародное ание…» (ч. 3 ст. 135) и др.
  • Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. При всем этом некᴏᴛᴏᴩые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).
  • Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в т.ч. для других отраслей российского права. Именно на базе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания будут источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, ϲʙᴏбоде экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о ϲʙᴏбоде труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Можно выделить и некᴏᴛᴏᴩые особенности конституционно-правовых отношений (обусловленные главным образом спецификой предмета, метода конституционно-правового регулирования и конституционно-правовых норм).

  • Конституционные правоотношения есть базовые общественные отношения в тех сферах, кᴏᴛᴏᴩые подпадают под объект конституционно-правового регулирования (специфика объекта правоотношений), ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, содержание конституционных правоотношений составляют исключительно основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов данных отношений в сфере правового регулирования статуса личности, организации государства и функционирования публичной власти.
  • К специфике субъектного состава относится то, что субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население определенной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих выборах, в правомерных акциях неповиновения существующему неправовому, антиконституционному режиму.
  • Наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации).
  • Особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4266/184758/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.html

Конституционно-правовые нормы: особенности, понятие, виды

В конституционном праве рф не допускается нормы. Конституционно-правовые нормы

В данной статье мы поговорим о главных особенностях конституционно-правовых норм. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации состоит из девяти глав и двух разделов. В них подробно указаны права и обязанности гражданина и действующей власти.

Главной особенностью является то, что 12 декабря 1993 г. Конституция была принята всенародным анием и 25 декабря того же года вступила в законную силу.

Каждый житель страны знает, что она является основным законом и обладает высшей юридической силой, поэтому закрепляет основы конституционного строя.

Предыстория

Пятый Всероссийский съезд Советов РСФСР принял первую для страны Конституцию 10 июля 1918 года.

В ней было шесть разделов, которые затрагивали права трудящегося, конструкцию советской власти, бюджетные права, пассивное и активное избирательное право и т.д.

В январе 1924 года сразу после объединения республик в (нынешние страны СНГ) единое государство СССР, на втором съезде был принят новый Основной закон. Состоял он из двух разделов. В них присутствовали декларации и договора об образовании.

Этапы Конституции с 1936 по 1993 год

Спустя 12 лет Конституция подверглась изменениям (1936 год).

На этот раз граждане получили право на труд и отдых, обеспечение в старости, свободу слова, неприкосновенность личности и право на тайну переписки.

Документ, обладающий высшей юридической силой, 7 октября 1977 году официально закрепил однопартийную политическую систему. Действовала данная Конституция вплоть до распада Советского Союза.

Конституционно-правовая норма

Нормами конституционного права считаются принятые на государственном уровне правила поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения. Они и составляют предмет конституционного права. Правовые нормы объединяют в себе сферы регулирования и образуют правовой институт.

https://www.youtube.com/watch?v=BwUItgxDYxQ\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Любая отрасль не имеет уяснения особенностей без правовых норм. К КПН относятся общие признаки. Если сравнивать с другими нормами права, то они отличаются: содержанием, источниками, особым механизмом, специфическим характером субъектов и особенностью структуры. В правовом институте объединяются различные нормы. Такими институтами являются:

  • личные права и свободы граждан России;
  • избирательное право;
  • парламент и т. д.

Примером конституционно-правовой нормы могут послужить статьи 57-59, в которых указывается, что физическое и юридическое лицо в обязательном порядке должны платить налоги и сборы, а также сохранять и оберегать окружающую среду, при этом у гражданина есть обязанность и долг служить Отечеству. Поэтому дать четкое понятие правовому институту нельзя, так как границы плавно переходят друг в друга. Например, одна норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Поэтому никто не способен дать конкретное определение данному термину.

Для того чтобы понять особенности конституционно-правовой нормы, необходимо сперва изучить ее структуру и специфику.

Так особенности непосредственно связаны с составом. Специфика:

  1. Значительная часть основных конституционно-правовых норм содержится в Конституции, а также в уставах субъектов. Другими словами, во всех первичных учредительных актах.
  2. Нормы закрепляют принципиальное духовно-культурное, социально-экономическое и политическое устройство общества.
  3. Правовые нормы Конституции определяют устройство народовластия (выборы, референдум, судебные органы, президент, СМИ и т. д.), то есть то, что выражает исходный интерес общества, программируя его на дальнейшее развитие.
  4. Конституционно-правовые нормы в большинстве случаев выступают в качестве стандарта для других отраслей права. Не одна из норм уголовного, административного, гражданского или иного права не должна противоречить им. Но наполнять собственным отраслевым содержанием никто не запрещает.

Примеры

Особенностью норм является то, что в самой структуре отсутствуют санкции. Но конституционное законодательство имеет конституционно-правовые санкции. Например:

  • отрешение от должности президента;
  • отставка правительства;
  • ликвидация политической партии по решению суда;
  • роспуск парламента;
  • отзыв депутатов.

А также аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты.

Особенности

Изучив структуру конституционно-правовых норм, можно выделить главные особенности, которые обладают общими признаками. Они присущи всем правовым нормам. Но в Конституции они выделяются из всей правовой системы. Отличаются:

  • содержанием (специфика общественных отношений, на которые направлены нормы регулирования);
  • источниками;
  • особенностью видов, которые регулируются нормами;
  • учредительным и специфическим характером.

Государственное устройство определяет конституционное право, а также закрепляет принципы, которыми обязательно должны руководиться все отрасли юриспруденции.

Управомочивающие нормы

Что это такое? УН – это такие постановления, которые предоставляют определенному субъекту право на совершение какого угодно действия, но они не должны противоречить Основному закону. Делятся данные нормы на:

  1. Запрещающие (нормы права накладывают на субъект обязанность воздержаться от принятия того или иного поступка).
  2. Обязывающие (возложение на субъект тех или иных обязанностей, которые необходимо выполнить).

Нормативный акт управомочивающей нормы может начинаться со слов «имеет право», «разрешается» и т. д. Примерами могут послужить такие ситуации, как: налогоплательщики имеют право пользоваться льготами, но только при наличии оснований, которые указаны в пп. 3 п. 1 статьи 21 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации).

Виды

Конституционно-правовые нормы РФ (Российской Федерации) делятся по социальному назначению в правовой системе на несколько категорий:

  1. Учредительные (устанавливают социально-экономические и публично-властные устои общества).
  2. Регулятивные (закрепляют права граждан, а также полномочия органов и должностных лиц).
  3. Обеспечительные (гарантия на обеспечение гражданских прав).
  4. Охранительные (устанавливают меры правонарушений конституционно-правового принуждения).
  5. Оперативные (изменяют содержание других норм).
  6. Дефинитивные (вводят определение исходных терминов права).
  7. Управомочивающие.
  8. Коллизионные нормы (определение компетенции органов).
  9. Запрещающие.
  10. Обязывающие.

Правовое регулирование содержит в себе процессуальные и материальные нормы. Также в особенностях конституционно-правовой нормы можно выделить рамочные, диспозитивные и императивные аналоги.

По субъектам правотворчества они также выделяются, но они исходят от федеральных органов власти или субъектов и т. д.

С юридической точки зрения нормы различаются только актами, в которых они обязательно указываются.

Гражданин и закон

Конституционные обязанности граждан РФ прописаны в Основном законе. Права человека и гражданина напрямую связаны с обязанностями. Поэтому в документе, который имеет высшую юридическую силу указаны некоторые моменты, которые граждане России должен соблюдать. Конституционные обязанности делятся на два признака:

  1. Направление на защиту и охрану социально важных ценностей.
  2. Реализация не только личных, но и общественных интересов.

К общим обязанностям относится:

  • уважать права и свободы других (часть 2 статья 15);
  • сохранять и оберегать природу (статья 58);
  • сохранить историческое наследие (статья 44).

Также конкретные конституционные обязанности граждан РФ включают в себя:

  • Родительские обязанности (статья 38).
  • Воинскую повинность (статья 59).
  • Уплату налогов и сборов (статья 57).

Это и есть в некотором роде особенность конституционно-правовых норм.

https://www.youtube.com/watch?v=h2DzYw7exSw\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Конституция Российской Федерации защищает права и свободы всех граждан любыми способами, которые не запрещены настоящим законом. Существуют три варианта:

  1. Обращение гражданина России в государственные органы.
  2. Также можно обратиться в органы местного самоуправления для обжалования действий, а также бездействия должностных лиц, которые нарушают права граждан.
  3. Третий способ заключается в обращении в СМИ или правозащитные организации, которые объединяются для помощи и защиты человека.

В любом правовом государстве имеется способ защиты прав – судебное разбирательство. Человек, права которого нарушены, может спокойно обратиться в необходимые органы и получить поддержку.

В Конституции Российской Федерации такой метод прописан.

Конституционное право гражданина включает в себя два вида правомочий судебной защиты: материальное содержание (возмещение ущерба) и процессуальное содержание (судебный иск).

Общественные отношения

Конституционные нормы реализуются через правовые отношения. Это тот случай, когда между сторонами возникают обязанности и права после наступления юридических фактов. Предметом регулирования являются данные отношения:

  • общественные, на которых основывается устройство государства и общества, форма правления, суверенитет и т. д.;
  • основы правового статуса граждан Российской Федерации;
  • принцип функционирования систем органов госвласти и системы органов местного самоуправления.

Определение конституционно-правового отношения подразумевает урегулирование конституционного права, а также осуществление юридической связи между субъектами. Но подразумеваются также и то, что существует форма взаимных отношений (прав и обязанностей). Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения.

Итоги

Данная статья раскрыла понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм, также затронула историю Конституции, как человек связан с правовыми нормами и т. д. Классифицировать данные категории можно по самым различным основаниям. Например, по характеру действия, содержанию или форме.

Но не стоит забывать тот факт, что по юридической силе данные нормы неодинаковые. У Конституции они являются главными, чему устав субъектов Российской Федерации не должен никак противоречить. Иначе закон или какое-либо решение будет недействующим. Этот четко и ясно прописано в части второй, статье шестнадцатой.

А приоритет в главе первой (об основах конституционного строя).

Конституционные формы различаются по характеру основного назначения и содержания своих же предписаний. Классифицируются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Но стоит также учитывать и роль в конституционном механизме. Выделяются процессуальные и материальные нормы. Первые – это процедуры и формы, где реализуются вторые. Материальная регламентирует содержание отношений.

Источник: https://FB.ru/article/460106/konstitutsionno-pravovyie-normyi-osobennosti-ponyatie-vidyi

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

В конституционном праве рф не допускается нормы. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы, вопреки расхожему мнению, содержатся не только в Конституции. Разберемся, что это за нормы, как отличить их от других категорий норм, что они регулируют, где их найти (все на конкретных примерах).

Начнем с определений:

  • конституционное право — это отрасль права, которая регламентирует основы госустройства, порядок формирования органов госвласти и принципы их деятельности, цель которой — обеспечение соблюдения прав человека;
  • норма права — общеобязательное правило поведения, которое установлено государством и находится под его охраной, предоставляющее юридические права или возлагающее юридические обязанности и исполнение которого обеспечивается государством (на эту тему у нас есть отдельная статья «Что такое правовая норма», в ней все подробно расписано).

Конституционно-правовые нормы — это введенные и обеспечиваемые государством обязательные для всех правила поведения, регламентирующие конституционные правоотношения.

Конституционные нормы считаются исходными и служат основой для норм других отраслей права (см. ст. «Критерии деления системы права на отрасли»).

Где содержатся конституционные нормы

Нормы этой отрасли права можно найти не только в Конституции, но и в других юридических актах (они называются источниками права).

Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

Источниками конституционного права выступают:

  • Конституция РФ;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные акты;
  • внутригосударственные договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Особенности конституционно-правовых норм

Нормы этого вида имеют специфические особенности, отличающие их от других категорий норм. К таким признакам можно отнести следующее:

  1. Нормы конституционного права регулируют наиболее общие и существенные стороны жизни общества: закрепляют политическую, экономическую, социальную и культурную основу устройства общества.
  2. Большая их часть содержится в таких первичных юридических актах, как Конституция РФ и уставы субъектов РФ.
  3. Обладают своеобразным составом субъектов: народ, государство, народности, госорганы различного уровня.
  4. Чаще всего не обладают классической для правовой нормы структурой (т. е. гипотеза, диспозиция, санкция). Обычно конституционная норма состоит из гипотезы и диспозиции, очень редко присутствует санкция (подробнее на этом остановимся далее).
  5. В процессе использования на практике подавляющее большинство таких норм не порождают конкретное правоотношение, а служат для определения или установления правового состояния или статуса субъектов права (например, состояние в российском гражданстве, наличие безусловного права на жизнь и др.).

Обратите внимание! Конституционные нормы определяют прежде всего базовые принципы, которые должны быть использованы при реализации норм иных отраслей права. Они определяют госустройство РФ, ее экономический и социальный строй, положение гражданина, систему органов власти и т. д.

Виды конституционно-правовых норм

Классификацию конституционно-правовых норм можно провести, например, по нижеперечисленным критериям (возьмем наиболее распространенные).

По действию в пространстве

По этому критерию нормы можно подразделить:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • на обладающие силой на всей территории РФ (нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов);
  • обладающие силой на территории субъектов РФ (нормы конституций (уставов) субъектов РФ);
  • обладающие силой на территории муниципальных образований (устав городского округа, например).

По степени определенности предписаний

В зависимости от определенности нормы могут быть:

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.

По социальному назначению

Нормы конституционного права могут иметь разное значение для общества:

  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).

По характеру содержащихся в нормах предписаний

По характеру предписаний нормы классифицируют:

  • На управомочивающие. Закрепляют правомочия и права субъектов правоотношений (например, право на свободу и личную неприкосновенность, ст. 22 Конституции РФ).
  • Обязывающие. Регламентируют обязанности субъектов правоотношений исполнять определенные действия (каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, ст. 58 Конституции РФ).
  • Запрещающие. Устанавливают обязанность субъектов правоотношений воздерживаться от некоторых действий (запрещено принуждение к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них, ст. 29 Конституции РФ).

По предмету правового регулирования

Как и во многих других отраслях, конституционные нормы разделяются по предмету правового регулирования:

  • На материальные. Закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Например, ст. 119 Конституции РФ устанавливает требования к лицам, которые могут стать судьями.
  • Процессуальные. Предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. Например, ст. 82 регламентирует процесс принесения присяги Президентом, ст. 129 Конституции РФ определяет порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.

По субъектам правотворчества

Конституционно-правовые нормы классифицируются также в зависимости от принявшего их органа:

  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Структура конституционно-правовых норм

Выше мы уже обсуждали, что конституционные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции. Структура норм конституционного права редко предусматривает санкцию.

Это связано с тем, что конституционное право направлено прежде всего на установление и определение общественного строя и правового статуса субъектов права. Тем не менее санкции в нормах конституционного права все же встречаются.

Их условно можно определить скорее не как наказание, а как последствие. Иногда санкции являются отсылочными (в основном к неконкретизированному федеральному закону).

Примеры для наглядности мы приводим в таблице ниже.

Норма

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Ч. 4 ст. 3 Конституции РФ

Никто не может присваивать власть в РФ

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону

Ч. 1 ст. 49 Конституции РФ

Пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным

Ст. 111 Конституции РФ

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ

Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы

Обратите внимание! Среди конституционных норм очень много норм-дефиниций (содержащих юридические определения), норм-деклараций (объясняющих цели юридического акта) и норм-принципов (объясняющих основные идеи юридического акта). В таких нормах не выделяют 3 стандартных элемента структуры правовых норм.

Конституционно-правовые нормы и институты

Группа взаимосвязанных правовых норм внутри отрасли права, регламентирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений, называется правовым институтом.

Внутри такой отрасли, как конституционное право, также выделяются свои институты, среди которых:

  • институт основ правового статуса человека и гражданина;
  • институт народовластия;
  • институт основ конституционного строя;
  • институт главы государства;
  • институт правительства;
  • институт судебной власти;
  • институт местного самоуправления;
  • институт федеративного устройства РФ и др.

Внутри института права нередко можно выделить подинституты (субъинституты) — меньшие по объему комплексы норм, регламентирующие более узкую группу правоотношений.

Например, институт основ правового статуса личности можно подразделить на такие подинституты, как гражданства, личных прав и обязанностей и т. д. Другой пример — институт главы государства, внутри которого выделяются подинституты президентского вето, инаугурации и др.

***

Итак, нормы конституционного права выражены в Конституции и прочих юридических актах. Это общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства.

Существенной особенностью норм конституционного права является основополагающий, базовый характер: конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.

Структура большинства таких норм не предусматривает санкцию.

  • Конституция РФ
  • Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/chto-takoe-konstitucionno-pravovye-normy-i-ih-vidy/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: