В международном публичном праве продолжает. Международное публичное право. Обратноедействие договора

Система международного права: связь международного публичного и частного права

В международном публичном праве продолжает. Международное публичное право. Обратноедействие договора
Определение 1

Система современного права международной направленности — это определенная иерархия правовых норм международного характера, принципов, институтов, которые в свое время объединяются в различные отрасли.

Первообразующим элементом данной системы являются конкретные принципы международного права, то есть базовые, фундаментальные отношения правового порядка, которые имеют самую высокую юридическую силу и используются по отношению ко всем участникам международных отношений.

Нормы-принципы в праве международной направленности

Нормы-принципы в международном праве носят специальную императивную направленность и называются нормами (неоспоримого права). Среди них есть такие как:

  • принцип, во время которого не происходит использования силы или какой-либо угрозы силой;
  • принцип по решению определенных споров международного характера мирными средствами;
  • принцип невмешательства в те дела, которые входят во внутреннюю государственную компетенцию:
  • принцип, который обязывает государства сотрудничать друг с другом;
  • принцип самоопределения, а также равноправия народов;
  • принцип равенства государств суверенного характера;
  • принцип добросовестного выполнения необходимых требований по международному праву;
  • принцип нерушимости границ государственной направленности;
  • принцип определенной территориальной целостности каких-либо государств;
  • принцип уважения прав человек, а также его основных свобод.

Замечание 1

Главным источником таких норм является Устав ООН. Публичное право международного характера занимается контролем отношений между государствами, международными организациями, и при этом в его состав входят Общая и Особенная часть.

Общая часть публичного права международной направленности регламентирует определенное правовое положение государств, а также народов и наций, международных организаций и субъектов федерации, как субъектов международного права (специальный институт правосубъектности международного характера), конкретный порядок привлечения отдельных участников международных отношений к ответственности (институт международной ответственности), при этом включает определенные правовые нормы международных договоров, различных совещаний и конференций международного порядка, международных организаций, внешних сношей (которые обычно называются дипломатическим правом), международной безопасности.

Стоит отметить, что в особенную часть обычно включают:

  • гуманитарное право международного характера:
  • международное уголовное право;
  • международное морское право;
  • воздушное право международной направленности;
  • международное право по защите окружающей среды:
  • международное атомное право;
  • международное право в экономической сфере;
  • международное право космической деятельности;
  • право международного порядка во время периода международных конфликтов.

Определение 2

Международное гуманитарное право — это определенная система международных норм правового порядка, а также принципов, контролирующих охрану жертв войны, и в определенной мере ограничивающих средства и методы ведения каких-либо военных действий.

Международное право вооруженных конфликтов кодифицируется в специальных Гаагских конвенциях, Женевских конвенциях о защите тех людей, которые стали жертвами военных действий 1949 года и Дополнительных Протоколах к ним от 1977 года, конкретных Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и иных актах.

Определение 3

Международное дело уголовной направленности — это такая отрасль, которая занимает контролем сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного правопорядка, их выявлением, разбирательством и наказанием.

Данное право достаточно сильно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования в первую очередь является именно человек, который совершил какое-либо действие, а не само государство в целом.

Определение 4

Международное морское право — это такая совокупность определенных принципов, а также правовых норм, которые устанавливают режим морских пространств и регламентируют какие-либо отношения между государствами по вопросу использования Мирового океана.

На данный момент большее количество норм морского права международного характера объединены в Конвенции ООН по морскому праву (которая в свое время была заключена в городе Монтего-Бее в 1982 году 10 декабря).

Также в данной отрасли осуществляют свои действия определенные Международные конвенции по защите человеческой жизни на море (которая была заключена в городе Лондоне в 1974 году 1 ноября); Конвенция по предотвращению загрязнения морских просторов сбросами каких-либо отходов и иных материалов (заключена в городе Вашингтоне, Мехико, Моске, а также Лондоне в 1972 году 29 декабря).

Определение 5

Международное воздушное право — это такая отрасль международного права, в которой принципы, а также нормы контролируют правовой статус воздушного пространства и режим его применения с конкретной целью аэронавигации. В 1919 году конвенция Парижа закрепила специальные принципы суверенитета государств над воздушным пространством.

Опиши задание

А в 1944 году состоялась Чикагская конференция о гражданской авиации, которая смогла закрепить принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве.

На данной конференции были приняты определенные стандарты, которые в свое время являются юридически обязательными для полетов международного уровня.

Они не имеют никакого отношения к воздушным судам, которые обычно использует государство для применения своих властных функций. В этой сфере осуществляет свою деятельность Международная организация воздушной авиации.

Определение 6

Международное право по защите окружающей среды — это некая совокупность принципов, а также норм, призванных регулировать определенные отношения международного порядка в сфере охраны окружающей среды с целью защиты и рационального применения ресурсов природной направленности.

Одним из главных документов в данной сфере является Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (которая была принята в городе Рио—Де-Жанейро 1992 года 14 июня), которая провозгласила главные принципы международного экологического права.

Определение 7

Международное атомное право — это такая отрасль права международной направленности, которая занимается контролем сотрудничества между государствами по применению какой-либо атомной энергии в мирных целях.

Такая отрасль регулирует общественные отношения по ядерному разоружения; обеспечению ядерной безопасности; регламентации ядерного экспорта и транспортировке материалов ядерного состава; физической защите каких-либо ядерных материалов; атомному судоходству; применению источников ядерной энергии в космическом пространстве; ядерному страхованию и установлению ответственности за ущерб, который был нанесен с применением ядерной продукции.

Определение 8

Международное право в экономической сфере — это такая совокупность существующих, а также находящихся на стадии становления и при этом развития норм и принципов, контролирующим определенные отношения экономического характера между субъектами международного права.

Международное космическое право начало формироваться достаточно недавно.

Предметом его контролирования являются некие отношения по поводу космического пространства, а также небесных тел; правовое положение космонавтов, определенных космических объектов, наземных космических систем; деятельности космической направленности.

В роли источников космического права выступают: Договор о конкретных принципах деятельности государств по исследованию и, конечно, применению космического пространства, включая Луну, а также иные тела небесного происхождения (этот договор был подписание в городе Вашингтоне, Лондоне и Москве в 1967 году 27 января), Соглашение о спасении космонавтов, их возвращении и возвращении объектов, которые были запущены в космос (заключено в городе Москве, Вашингтоне, Лондоне 1968 год 22 апреля, Конвенция о специальной международной ответственности за ущерб, который был причинен теми или иными космическими объектами (эта конвенция была заключена в городе Москве, Лондоне, Вашингтоне в 1972 году 29 марта), Конвенция свидетельствующая о регистрации объектов, запущенных в космос (принята в 1974 году 12 ноября Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280 пленарном заседании двадцать девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Определенное соглашение о деятельности государств на Луне, а также иных телах небесного происхождения (принято в 1979 году 5 декабря Резолюцией 34/68 на 89-том пленарном заседании тридцать четвертой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), двусторонние и региональные соглашения между государствами, а также между государствами, и определенными организациями международной направленности.

Международное право

Международное право, система которого ранее была охарактеризована, имеет прямое отношение к регулированию определенных отношений, выходящих за рамки специальных правовых систем отдельных государств. Данное право имеет конкретный публичный характер и при этом является самостоятельной системой права. Наряду с ним в правоведении принято говорить и о международном праве частного характера.

Определение 9

Право международной направленности частного характера — это такая система правовых норм, осуществляющих свое действие в какой-либо правовой системе государств, которые в свое время контролируют имущественные (гражданско-правовые), наследственные, трудовые и семейные отношения с участием иностранного элемента.

В роли иностранного элемента может выступать не только иностранное физическое лицо или юридическое лица, но также и недвижимость, и иное имущество находящееся за пределами страны.

Пример 1

Например, как понять подлежит ли использованию законодательство в такой ситуации: гражданин России получает известие о том, что его какой-то дальний родственник являющийся жителем ФРГ умер и оставил по завещанию роскошную виллу в Великобритании? Специфика этой отрасли в наличии конкретных коллизионным норм, которые и определяют право страны, которое будет использоваться по отношению к той или иной ситуации.

Соотношение публичного права

Во время соотношения системы международного публичного права, а также частного права международной направленности необходимо отметить, что, во-первых, международное право частного характера является определенной частью национальной правовой системы, что касается публичного, то оно выходит за их пределы и не имеет никакого отношения к какому-либо государственному праву. Во-вторых, правовым предметом регулирования для таких правовых систем будут различные группы отношения. В-третьих, круг участников данных отношений не совпадает. В международном публичном праве в роли активных участников выступают государства или же их части, международные организации, в международном частном праве — физические и юридические лица. В-четвертых, у нас различные базовые источники: для международного публичного права главным источником являются какие-либо международные принципы, обычаи, договоры, а для международного частного права — определенные национальные законы и судебная практика.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/sistema-mezhdunarodnogo-prava/

Международное публичное и международное частное право: разница, институты, подотрасли, субъекты мчп и мпп

В международном публичном праве продолжает. Международное публичное право. Обратноедействие договора

Совокупность актов международного публичного и частного права полностью покрывают вопросы по регулированию взаимоотношений между странами.

Несмотря на то, что два этих понятия коренным образом отличаются друг от друга, сфера их влияние и соотношение между ними остаются непонятными многим молодым специалистам.

Международное публичное и международное частное право – каково главное отличие между этими понятиями? Давайте разбираться.

Международное публичное право

Международное публичное право регулирует правовые отношения между государствами, а также интернациональными организациями, созданными этими странами. Вопреки распространенному мнению, международное право (МП) выступает как отдельная система, не являясь ответвлением от внутригосударственных норм.

В отличие от правил, принятых внутри отдельных государств, МП вытекает из обсуждения и взаимного принятие норм и законов, в то время как внутригосударственное основывается на необходимости введения новых правил, принятых одним человеком или узкой группой лиц.

МПП применяется для решения вопросов, которые невозможно урегулировать внутри одного государства. Поскольку решения выносятся представителями разных стран, к вопросам МП относятся:

  • решение глобальных экологических проблем;
  • определение статуса нейтральных территорий (зон вечной мерзлоты или космического пространства);
  • решение военных конфликтов и другое.

Другими словами, под юрисдикцию МПП подпадают вопросы, затрагивающие одновременно несколько стран и требующие совместного принятия решений для устранения проблемы.

К субъектам МП принято относить две большие группы:

  • государства;
  • международные организации.

Но если углубиться в детали, список субъектов становится гораздо шире. Сюда входят:

  • вольные города;
  • повстанческие организации;
  • непризнанные государства и народы, борющиеся за обретение независимости;
  • Европейский союз и Мальтийский орден;
  • члены федераций и зависимые государства.

Главное условие, которому должен соответствовать субъект МПП, – способность самостоятельно влиять на подконтрольные территории, издавать нормативные акты для осуществления правил, прописанных в законодательных документах МПП. Субъект должен иметь возможность реализовывать меры, установленные для решения международных проблем, и нести ответственность за исполнение решений.

До сих пор ведутся дискуссии по поводу альтернативного способа определения субъектов МП. По мнению некоторых юристов, к ним можно отнести всех, кто в состоянии реализовывать права и исполнять обязанности. В таком случае круг субъектов значительно расширяется: кроме государств сюда также можно отнести юридических и физических лиц.

Однако такие трактовки международным сообществом не поддерживаются, и в широких кругах к субъектам предпочитают относить тех, кто имеет право издавать нормативно-правовые акты.

Субъекты МПП

! Основные источники гражданского права: понятие и виды

Источники МПП

Источники международного публичного права оговариваются в 1 статьей 38 Статута Международного суда ООН. Согласно ему, источниками МП являются:

  • международные договоры;
  • обычаи;
  • общие правовые принципы, которые поддерживают всеми государствами-участниками;
  • внутригосударственные правовые решения, принятые высококвалифицированными специалистами. Полный перечень условий для этого пункта находится в 59 статей Статута.

До сих пор все четыре источника не определены в четкую структуру. В некоторых случаях для регулирования конфликтов самым действенным является принятие международных договоров, в то время как в другой раз решения базируются на общепринятых обычаях.

Сложность, связанная с МПП, – отсутствие супервайзера, который может контролировать исполнение пунктов МП. Все участники соглашений равны между собой, имеют равные возможности и в равной степени обязаны соблюдать принятые соглашения.

Принципы МПП

Международное публичное право базируется на 10 принципах, которые обязательно учитываются при принятии решений. Например, каждое государство обладает равными правами и обязанностями: не допускается нарушение суверенитета какой-либо из стран, изменение их границ, разрыв государства и вмешательство во внутригосударственные процессы.

Внимание! Не допускается регулирование конфликтов через применение силы: все проблемы нужно решать исключительно мирными способами.

Субъекты МПП обязаны уважать права и свободы граждан всех стран, а также независимость самих государств. При этом от каждого требуется нацеленность на сотрудничество и совместное решение проблем.

Принципы МПП

! Что такое РВП: расшифровка, как получить

Международное частное право

В отличие от МПП, международное частное право устанавливает нормы внутри государств. Оно базируется на правовых актах, договорах и обычаях, принятых в той или иной стране, при условии, что они взаимодействуют с каким-либо иностранным элементом.

В этом случае к субъектам уже относятся более мелкие единицы: юридические и физические лица, а также субъекты международного публичного права. Физлицо может выступать субъектом МЧП при условиях:

  • Возможность нести свои права и обязанности, в полной мере отвечать за совершенные поступки. На данный момент принято, что правоспособностью наделены все граждане, вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности, психической отсталости, задержки в развитии.
  • Дееспособность: возможность приобретать права и обязанности. В законодательных актах большинства государств-членов ООН дееспособность наступает после вступления в совершеннолетний возраст.

Источники МЧП подразделяются на две части:

  • те, что регулируют отношения с иностранным элементом;
  • те, что дают отсылки к правовым актам первой группы.

К источникам МЧП относят международные соглашения и договоры, национальные нормативные акты, судебные практики, а также общепринятые обычаи (которые также являются источниками МПП).

Вопросы соотношения МЧП и МПП интересуют юристов давно. Поэтому с 2001 года в России начал выходить журнал, посвященный этому вопросу, – «Международное публичное и частное право». В его публикациях затрагиваются вопросы интернациональных торговых отношений, дипломатическое и консульское право, рассматриваются примеры из судебное практики и методы решения спорных ситуаций.

На сегодня редактором журнала является Юрий Владимирович Трунцевский, известный работами в сфере авторского права, противодействия коррупции, защиты интеллектуальной собственности.

Отличия и соотношение между видами права

! Как получить вид на жительство в России иностранному гражданину

Отличие между видами права

Международное публичное и частное право отличаются главным образом по уровню влияния. МПП взаимодействует с отдельными государствами. Нормативные акты, принимаемые в МПП, признаются и распространяются на всех субъектов МПП. Такое право решает конфликтные ситуации, участниками которых являются страны или большие международные организации.

МЧП в своей деятельности опускается на уровень ниже: обращается с юридическими и физическими лицами при условии, что они затрагивают элементы других государств. Как правило, соглашения между странами здесь не учитываются, все решается с помощью внутригосударственных актов. Таким образом, МПП и МЧП взаимодействуют с субъектами на разных уровнях.

Еще одно отличие публичного права от частного: чаще всего в сферу влияния МЧП попадают имущественные отношения, а также вопросы, связанные с признанием патентов и авторских прав лиц из различных стран. В то время как МПП является единым для всех государств, про МЧП можно сказать обратное. Оно устанавливается на национальном уровне и действует в пределах определенной территории.

Отличие МПП от МЧП также проявляется и в определении субъектов. Если брать за основу классические трактовки, то МЧП в большой степени взаимодействует с компаниями и частными лицами отдельных стран. В то же время МПП поднимается на государственный уровень.

! Каково содержание важнейших признаков правового государства

Если сравнить нормы МПП и МЧП, здесь также будут видны различия:

МППМЧП
Императивное: нормы должны выполняться в обязательном порядке всеми субъектами, отступления не допускаются.Уполномочивающее: субъектам предоставлена некоторая свобода в определении своих действий и выстраивании отношений с другими участниками
Общеобязательное: подразумевающее наличие правил, которые всегда необходимо исполнятьУсловно-обязательное: правила исполняются лишь в определенных ситуациях, когда их наличие необходимо
Повелительное: правила выполняются в любом случае и с теми условиями, которые прописаны в актахДиспозитивное: субъекты сами могут определять детали, связанные с установлением прав и обязанностей.

Классическим примером разделения МПП и МЧП служит Римское право классического периода. Оно понятно и четко структурировано, поэтому принципы, использующиеся в то время, применяются до сих пор в современных правовых системах.

Соотношение МЧП и МПП

Тем не менее в некоторых моментах МЧП и МПП руководствуются одними и теми же принципами. К примеру, не допускаются все виды дискриминации, нарушения суверенитета других стран, вмешательство в их внутреннее устройство.

Нередки случаи, когда объектом МПП и МЧП являются одни и те же явления, однако их регулирование происходит с учетом инструментов двух разных отраслей права. В некоторых случаях МЧП является примером реализации нормативных актов, относящихся к сфере МПП.

Внимание! Правила частного права устанавливаются в каждом государстве самостоятельно, однако они тем или иным образом соотносятся с пунктами соглашений между государствами.

: преподаватель Татьяна Залунина о публичном и частном праве

Несмотря на то, что МЧП и МПП относятся к регулированию международных отношений, эти две ветви отличаются между собой и направлены на решение проблем разного уровня. Поэтому при использовании этих понятий следует разобраться в сфере их применения.

! Классификация норм: к видам социальных норм относятся

Источник: https://uristi.guru/grazhdanskoe-pravo/mezhdunarodnoe-publichnoe-i-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo.html

Международное публичное право

В международном публичном праве продолжает. Международное публичное право. Обратноедействие договора

Особым элементом современного публичного права, предмет правового регулирования которой составляют надгосударственные отношения особых субъектов, выступает Международное публичное право. В юридической науке определение рассматриваемого правового массива в общем виде формулируется следующим образом:

Определение 1

Международное публичное право – особое системное юридическое образование, служащее цели правового регулирования отношений между государствами, правительственными международными организациями и иными субъектами, возникающих по поводу необходимости решения определенных надгосударственных задач.

Вопрос об определении юридической специфики международного публичного права в современной юридической науке не решен однозначно. При этом одной из превалирующих выступает точка зрения о том, что международное публичное право не является отраслью права в собственном смысле слова, а образует правовую систему, существующую наряду с внутренним национальным правом различных государств.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Специфика международного публичного права, отличающая его от внутригосударственного права, заключается в существовании ряда особенностей, присущих исключительно рассматриваемой правовой системой, в том числе:

  • Нормы международного публичного права не являются продуктом деятельности определенного органа, в сферу профессиональной компетенции которого входит их принятия, а выступают результатом согласования воли субъектов международного права;
  • Международное публичное право, как было отмечено ранее, регламентирует правовые отношения, выходящие за границы национальной юрисдикции отдельных государств-участников мирового сообщества, то есть межгосударственные и иные международные правоотношения;
  • Регулятивная цель рассматриваемой системы права состоит в необходимости правового разрешения вопросов, требующих совместного регулирования со стороны нескольких иностранных государств или всего мирового сообщества в целом.

Система международного публичного права

Определение системы международного публичного права принято формулировать следующим образом:

Определение 2

Система международного публичного права – находящаяся в тесной взаимосвязи, совокупность отраслей и институтов международно-правового регулирования, образованных в результате объединения сходных договорных норм, положения международных обычаев и общепризнанных принципов международного права.

Как было отмечено в приведенном определении основным элементом международного права, как и права внутригосударсвенного, выступают его нормы, которые в зависимости от содержания принято подразделять на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы международного права – это такие нормы права, содержание которых обязательно для субъектов регулируемых правоотношений, которые не могут изменить соответствующее требование даже в результате взаимного соглашения. В свою очередь, содержание диспозитивных юридических норм может быть изменено в результате соглашения субъектов правового отношения.

Крайне важным видом императивных норм международного публичного права выступают принципы рассматриваемой системы права:

Определение 3

Принципы международного публичного права – это основополагающие юридические нормы, характеризующиеся универсальным характером содержания и обладающие высшей юридической силой в системе источников международного права.

Таким образом, принципы международного права выступают своего рода ядром рассматриваемой правовой системы, основными видами которых могут быть названы следующие принципы:

  • запрета применения силы, а равно угрозы его применения в международном праве;
  • сотрудничества иностранных государств;
  • суверенного равенства иностранных государств;
  • невмешательства во внутреннюю компетенцию иностранного государства;
  • мирного решения споров и конфликтов.

Аналогично внутригосударственному, принципы и нормы международного права, объединяясь в зависимости от схожести предмета правового регулирования образуют институты и отрасли международного публичного права.

Пример 1

Так, например, в качестве институтом международного публичного права выступают институт международного правопреемства, международно-правового признания и т.д. В свою очередь, в качестве отраслей признаются дипломатическое право, консульское, космическое право и т.д.

Субъекты и источники международного публичного права

Как было отмечено вначале, основными субъектами международного права выступают государства – так называемые первичные субъекты международного права и международные правительственные организации – вторичные субъекты, поскольку создаются в результате деятельности правительств суверенных государств.

Кроме того, при наличии определенных условий, наряду с первичными и вторичными, субъектами международного публичного права признаются:

  • государствоподобные образования;
  • народы и нации, отстаивающие собственную независимость;
  • неправительственные организации;
  • физические лица (вопрос об их отнесении к субъектам международного права является дискуссионным и поддерживается не всеми представителями доктрины международного права).

В качестве источников международного публичного права традиционно выступают международные обычаи, договоры, общепризнанные принципы, и решения международных юрисдикционных органов.

Ключевой особенностью источников международного права, как было отмечено выше, выступает то, что их принятие, в отличие от источников внутригосударственного права, происходит не в результате деятельность компетентных субъектов правотворчества, а в результате согласования воль и предложений равноправных участников международно-правового сотрудничества.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo/

Отличия международного торгового от публичного и частного права – SPRINTinvest.RU

В международном публичном праве продолжает. Международное публичное право. Обратноедействие договора

Сегодня мы получим ответ на следующий вопрос: нельзя ли изучить содержательные особенности международного конвенционного (трактатного, договорного) регулирования торговых отношений резидентов различных государств в курсе международного публичного права?

Теоретически можно, но на практике этого никогда не делается. В первую очередь — из-за качественных различий предмета изучения.

Каковы же отличия международного торгового права от международного публичного и частного права?

Предмет международного публичного права составляют отношения между государствами, их союзами (объединениями) и международными организациями как носителями известной части суверенитета государств-участниц (то есть публичные отношения).

Нас же интересуют отношения, складывающиеся в сфере международной торговли.

https://www.youtube.com/watch?v=XvYtA9WVg6c\u0026list=PL8RcQaADy-ZEgTKG-cNeBPdoP7CgqQcLa

Такие отношения, даже если и складываются между субъектами международного публичного права — носителями суверенитета, по самому своему существу, содержанию и формам могут быть отношениями исключительно частными.

Даже когда друг с другом торгуют два государства, они делают это по правилам, установленным для частных лиц.

Вопрос о том, заключать или не заключать с тем или иным государством договор купли-продажи того или иного товара, может, конечно, составить предмет государственной политики и, соответственно, публичного права.

Но когда решение принято и договор заключен, отношения, складывающиеся в ходе его исполнения или в связи с нарушением, могут быть только отношениями частными.

Перед нами, стало быть, классическое предметное или (говоря языком логики) содержательное различие. Для наших целей этого достаточно: понятия различного содержания никак не могут соподчиняться друг другу.

Международное торговое и частное право

Но если международное торговое право — понимаемое (пока, в первом приближении) как право, унифицированное при помощи международных конвенций (трактатов, договоров, соглашений) право международной торговли — не может изучаться международным публичным правом, то, может быть, его следовало бы изучать в курсе международного частного права (МЧП)?

Обратившись к материалам учебников и курсов по соответствующей дисциплине, мы увидим парадоксальную вещь: зачастую именно так и происходит, хотя, судя по всему, происходить не должно.

То, что в современной российской доктрине МЧП (вслед за немецкой и французской) практически единогласно выделяются два метода регулирования — коллизионный и материально-правовой, — не отменяет того общеизвестного обстоятельства, что своим возникновением и обретением самостоятельности МЧП обязано только одному из них — коллизионному.

«Настоящее» международное частное право, МЧП в собственном (узком) смысле этого слова — это коллизионное право. Оно и только оно (именно так оно рассматривается в рамках англо-американской правовой традиции).

Нормы материального гражданского и торгового права, применяемые к отношениям в сфере международной торговли, продолжают оставаться нормами гражданского и торгового права соответствующего государства (не выбывают из их состава, образовывая какое-то особое промежуточное подразделение) даже тогда, когда они специально рассчитаны на регулирование отношений именно с участием иностранного элемента.

Ну а уж об их объединении (едином рассмотрении) с нормами коллизионными нечего и говорить: для этого существует не больше оснований, чем для объединения норм гражданского материального права с нормами права гражданского же, но процессуального, или же с нормами права хотя и материального, но административного — настолько различные отношения они регулируют.

Достаточно вспомнить, что единственным адресатом коллизионных норм является компетентный суд, в то время как нормы материального права регулируют, конечно, отношения с участием частных лиц.

Традицию объединения коллизионных норм с нормами материальными иногда объясняют тем, что без такого объединения все международные соглашения, унифицирующие частное право, останутся за рамками внимания МЧП.

Как будет выглядеть подразделение права, содержащее в своем наименовании эпитет «международное», без такого — собственно международного — элемента?

На это необходимо ответить в том смысле, что «международным» МЧП называется вовсе не оттого, что его источниками являются международные договоры.

Оно «международное» потому, что призвано создавать определенность в вопросе о праве, подлежащем применению к международным отношениям частных лиц, в частности к отношениям в сфере международной торговли.

Кроме того, неверно, что исключительно коллизионное содержание МЧП оставит за его рамками все международные конвенции — ничуть! Ведь кроме конвенций, унифицирующих материальное право, существует значительное число конвенций, направленных на унификацию коллизионных норм.

Таковы, например, Кодекс Бустаманте 20 февраля 1928 г., женевские вексельная и чековая коллизионные конвенции 7 июня 1930 и 19 марта 1931 г., а также многочисленные конвенции «о применимом праве» по различным вопросам.

https://www.youtube.com/watch?v=QcIzXGo_DoY\u0026list=PL8RcQaADy-ZEgTKG-cNeBPdoP7CgqQcLa

Они и составят «международный» элемент МЧП в смысле межгосударственного происхождения части его источников.

Обособление международного торгового права

В завершение укажем на еще один непреложный факт, характеризующий обособление международного торгового права. Международные торговые отношения регламентируются отнюдь не одними только международными конвенциями.

Все большее и большее число самых разнообразных отношений этого рода сегодня подпадают под действие так называемых актов наднационального законодательства и актов частных неправительственных организаций.

Последние общепринятого названия еще не имеют. В нашей литературе их обычно называют актами «мягкого права» (русская калька с англ. soft law), актами частноправовой унификации (термин Н. Г. Вилковой) или актами субправа (термин С. В. Бахина).

Акты обоих этих категорий суть документы международные, но совершенно в ином смысле, чем «международны» международные договоры.

Взглянув же на историю правовой регламентации международных торговых отношений, мы без труда обнаружим, что изначально превалирующим ее источником был международный торговый обычай — источник, к государствам уж и вовсе отношения не имеющий.

Обычай — источник, в общем известный международному праву, но только публичному. Об обычаях в сфере МЧП известно чрезвычайно мало. Это — последний «гвоздь» в крышку гроба всех концепций, пытающихся «влить» международное торговое право в тот или иной отдел права международного.

Источник: https://sprintinvest.ru/otlichiya-mezhdunarodnogo-torgovogo-ot-publichnogo-i-chastnogo-prava

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: