Виды финансовых правоотношений по их материальному содержанию. финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, виды и элементы

Виды финансовых правоотношений по их материальному содержанию. финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Замечание 1

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

  • субъектами;
  • объектом;
  • содержанием.

Определение 1

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Определение 2

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

  1. Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы.
  2. Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения.
  3. Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон.
  4. Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера.
  5. Финансовые правоотношения обладают волевым характером.
  6. Правовые отношения охраняются государством.

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

  1. Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  2. В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение.
  3. Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер.
  4. Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

Пример 1

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

  • государственно-властным (организационным);
  • имущественным.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

Замечание 2

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Замечание 3

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Опиши задание

Виды финансовых правоотношений

Существуют многообразные финансовые правоотношения, что требует большого разнообразий способов их классификаций.

Материальное содержание финансовых правовых отношений группирует их таким видам, которые представлены:

  • бюджетными;
  • налоговыми;
  • в области страхования;
  • в области кредита (государственного и банковского);
  • в сфере расчетов, регулируемых финансовым правом;
  • финансовыми правоотношениями по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • контрольными.

Если рассматривать способы осуществления финансовых правоотношений, то среди их видов различают регулятивные и охранительные.

Замечание 4

Основанием для регулятивных правовых отношений выступают правомерные действия их участников. Они представлены основой соблюдения финансовой дисциплины и зачастую могут использоваться в практике субъектов финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Подобный вид финансовых правовых отношений обеспечивает осуществление регулирующей правовой функции.

Причиной возникновения охранительных финансовых правоотношений являются совершения правового нарушения. Данная причина представлена связью между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в момент, когда выявляется факт финансового правового нарушения.

Замечание 5

Также здесь важно отметить, применение к нарушителю финансово-правовых санкций. Благодаря действию охранительных финансовых правовых отношений осуществляются реализация охранительной функции права.

Структура финансовой системы Российской Федерации подразделяет финансовые правоотношения на:

  • бюджетные;
  • внебюджетные;
  • кредитные;
  • страховые;
  • складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

Характер финансово-правовых норм оказывает влияние на правоотношения. Он является основой финансовых отношений, поэтому они подразделяются на материальные и процессуальные.

Замечание 6

Основой для возникновения материальных выступают нормы финансового права. Они выражают статус права субъектов, которые принимают участие в государственной финансовой деятельности или деятельности муниципальных образований.

Благодаря процессуальным финансовым правоотношениям отражается форма аккумулирования, а также распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Они выступают как гарантирующие (обеспечивающие) и вторичные в сравнении с материальными правовыми отношениями. Классификация финансовых правоотношений по субъектам:

  • органы государственной власти;
  • органы государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящие и нижестоящие органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы;
  • предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства;
  • финансовые органы и предприятия, учреждения, организации;
  • финансовые органы и граждане;
  • сами финансово-кредитные органы.

Структура юридического содержания финансовых правовых отношений представлена простыми и сложными отношениями. Согласно своему объекту, правоотношения могут быть имущественными и неимущественными. Юридический характер правоотношений участников представлен вертикальными и горизонтальными отношениями. Форма проявления подобных отношений делится на двусторонними и многосторонними.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovo-pravovye-otnoshenija/

Финансовые правоотношения

Виды финансовых правоотношений по их материальному содержанию. финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Замечание 1

Главной целью финансовой деятельности любого государства является реализация социально-экономических, промышленных, культурных и иных программ и проектов, имеющих общественное значение. Для этого собираются налоги, формируются бюджеты разных уровней, осуществляется кредитование хозяйствующих субъектов.

Финансовые отношения требуют правового регулирования, дальнейшего развития и совершенствования данной отрасли законодательства. Нормы финансового права затрагивают многие аспекты российской экономики.

Понятие финансового правоотношения

Определение 1

Общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов, называются финансовыми правоотношениями.

Они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Например, такие отношения существуют между государством и предприятиями при внесении обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него различных ассигнований.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления.

Это обусловлено тем, что властные структуры осуществляют финансовую деятельность в интересах общества: организуют поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяют и используют их на социально-экономические программы и другие необходимые потребности.

При этом административные органы вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений:

  • предприятиями,
  • организациями,
  • учреждениями,
  • гражданами.

Государственные структуры и муниципалитеты имеют не только право властных предписаний, но и обязанности по отношению к другим участникам финансовых правоотношений. Их законные интересы находятся под защитой государства.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов. К ним в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления физических или юридических лиц. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие действия, как утверждение финансово-плановых актов.

В них конкретно выражаются права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь, на основе новых планов.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма также может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Например, достижение гражданином определенного возраста означает возникновение у него обязанности платить налоги, а в связи со стихийными бедствиями реализуются правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Рисунок 1. Понятие финансового правоотношения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъекты финансовых правоотношений

Участники общественных отношений, связанных с формированием, использованием и распределением государственных или муниципальных денежных фондов, являются субъектами финансового правоотношения. Ими могут быть:

  1. Российская Федерация;
  2. субъекты РФ;
  3. муниципальные образования;
  4. юридические лица;
  5. физические лица (граждане).

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной или муниципальной власти.

Для защиты законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяются административные и судебные методы.Административный метод действует в случае использования мер государственного принуждения к различным органам власти, предприятиям, организациям и учреждениям.

Судебный метод применяется при защите финансовых интересов граждан от противоправных действий государственных структур, например, при взыскании налогов, наложении санкций и т. п.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение законных интересов субъектов финансового права.

С этой целью органами власти широко применяется метод убеждения, проводится разъяснительная работа. В результате, большей частью субъектов установленные правила выполняются добровольно.

Например, основная часть налогоплательщиков добросовестно вносят в бюджет соответствующие платежи.

Замечание 2

В случае нарушения норм финансового права вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях. Например, уполномоченные органы власти применяют различные санкции, используют запретительные меры и т.д.

Классификация финансовых правоотношений

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы России. При такой классификации выделяются следующие виды финансовых правоотношений:

  1. бюджетные;
  2. налоговые;
  3. валютные;
  4. правоотношения в сфере государственного кредита;
  5. правоотношения в области страхования;
  6. правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  7. правоотношения в области банковской деятельности;
  8. правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов.

В зависимости от объекта правового регулирования финансовые правоотношения также могут быть материальными или процессуальными.

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.

Основное содержание субъективных материальных прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения или изъятия конкретных финансовых средств.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма получения государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределения и использования. Например, к сфере процессуальных правоотношений относится обязанность Правительства России представить в Государственную думу РФ проект федерального бюджета в установленный срок.

Замечание 3

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей государства в сфере финансов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/finansovye_pravootnosheniya/

Финансовое право 2 Финансы система (стр. 10 из 27)

Виды финансовых правоотношений по их материальному содержанию. финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Признаки финансового правоотношения, позволяющие отличить его от любого другого правоотношения:

1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер;

3) носят имущественный характер, т.е. в конечном счетевсегда возникают по поводу денежных средств.

Субъект финансового правоотношения и субъект финансового права обычно совпадают, но не всегда.

Российская Федерация, а также субъекты РФ участвуют в финансовых правоотношениях в лице соответствующих госу-

дарственных органов.

Например: в отношениях по поводу государственного кредита Российская Федерация выступает в лице Правительства РФ. Но ответственность по ее долговым обязательствам несет не Правительство РФ, а Российская Федерация как государство, являющееся субъектом финансового права.

Объект финансового правоотношения – это то, на что направлено поведение участников отношения.

ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ (схема № 45):

1. Отделимые от материального содержания правоотношения объекты – те, которые так или иначе зафиксированы в финансово-правовых нормах либо вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как предметы окружающего нас мира.

Отделимые объекты подразделяются на две группы:

1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований;

2) нормативные акты, плановые сметы и их проекты.

К отделимым объектам относятся:

• налоги;

• сборы;

• пошлины;бюджетные ассигнования;

• субсидии; бюджетные кредиты;

бюджетные ссуды;

• дотации;

• субвенции;

• штрафы, недоимки, пени;проекты бюджетов;

бюджеты и т.д.

2. Неотделимые от материального содержания правоотношения объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, в связи с чем представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам относятся: государственный финансовый контроль; деятельность по поводу установления казенному пред-

приятию порядка распределения прибыли и т. д.

75

КЛАССИФИКАЦИЯ

ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ (схема№ 46):

По основным функциям права финансовые правоотношения подразделяются на:

регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права;

охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права.

По содержанию финансово-правовых норм финансовоправовые отношения подразделяются на:

материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права. Они возникают на основании материальных норм финансового права;

процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права. Они возникают на основании процессуальных норм.

По материальному содержанию финансовые правоотношения подразделяются на следующие виды отношений: бюджетные;

• по формированию и использованию бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

по финансам государственных и муниципальных пред-

приятий;

• налоговые;

• по неналоговым платежам;

• по государственному долгу;

• по сметно-бюджетному финансированию; по государственному внебюджетному финансированию;

• по бюджетным кредитам; по государственному страхованию;

• по денежному обращению; по валютному контролю.

По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на:

имущественные, объектом которых являются непосред-

ственно деньги: налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.;

неимущественные, объектом которых являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами: проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.

Финансовые регулятивные правоотношения по особенностям способа индивидуализации субъектов подразделяются на:

относительные – те, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия;

абсолютные – те, в которых управомоченному лицу в качестве обязанного противостоит всякий и каждый.

Например: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

По структуре юридического содержания финансовые правоотношения делятся на:

простые, содержащие одно право и одну обязанность.

Например: правоотношения по установлению налогов. Праву государства на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению; сложные, содержащие несколько взаимосвязанных прав и обязанностей соответствующих субъектов.

Могут быть предложены и иные основания классификации финансовых правоотношений.

Например:

по юридическому характеру взаимодействия участии-

ков правоотношений:

• вертикальные;

• горизонтальные;

77

по количеству участников:

• двусторонние;

• многосторонние;по соотношению юридического содержания: • основные;

• производные;по участвующим субъектам:

между органами государственной власти;

между органами власти общей компетенции; между вышестоящими и нижестоящими органами госу-

дарственной власти;

между организациями и органами государственной вла-

сти; между финансовыми органами и организациями; между финансовыми органами и гражданами и др.

S

Конспект лекции 12

Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты являются основанием возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

Функции юридических фактов:

1. Функция гарантии законности проявляется в том, что юридические факты позволяют устранить неправомерное поведение обязанных лиц.

2. Стимулирующая функция проявляется в том, что юридический факт побуждает субъекта финансового права к совершению определенных действий.

3. Регулятивная функция проявляется в том, что субъекты предпринимают определенные действия для возникновения одних юридических фактов и стараются избежать возникновения других юридических фактов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ

По признаку наличия либо отсутствия воли человека в возникновении юридических фактов они подразделяются на {схема№47):

юридические действия – волевое поведение людей, имеющее внешние признаки своего выражения;

юридические события – это обстоятельства, не завив сящие от воли людей.

82

I. Юридические действия по признаку законности подразделяются на:

1) правомерные действия;

2) неправомерные действия.

Правомерные действия подразделяются на:

1)

юридические акты, т.е. действия, совершаемые с намерением породить финансово-правовые последствия;

2) юридические поступки, т.е. действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица. В данном случае имеются в виду действия, совершаемые субъектами финансового права не с финансово-правовым, а с гражданско-правовым намерением.

Например: цель – купить автомобиль. Действие – его покупка. Факт (он же поступок) – приобретение автомобиля. Финансово-правовые последствия – необходимость уплатить налоги.

Юридические акты подразделяются на:

1) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания. По-иному они называются смешанными актами, так как содержат и нормативные, и индивидуальные предписания;

2) правовые акты индивидуального регулирования.

Индивидуальное регулирование – это вид правомерной деятельности субъектов права, связанный с решением юридически значимых вопросов, которым норма права не дала исчерпывающей регламентации, протекающей в установленной процессуальной форме, результатом чего является индивидуальный правовой акт (акт исполнительного органа власти, судейское

решение, договор и т.д.).

Акты индивидуального регулирования подразделяются на:

1) финансово-правовые акты индивидуального регулирования;

2) прочие акты волеизъявления субъектов финансовогоправа, под которыми понимаются заявления субъектов финансового права для получения налоговых от-

срочек, инвестиционного налогового кредита и т.п., а

83

также налоговые декларации и конклюдентные действия, т.е. действия лица, выражающие его волю установить правоотношение, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Источник: https://smekni.com/a/243835-10/finansovoe-pravo-2-finansy-sistema-10/

Финансовые правоотношения: понятие, виды — Студопедия

Виды финансовых правоотношений по их материальному содержанию. финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; эти правоотношения носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права специфические общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы денежного обращения в целом подлежит жесткому государственному регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и административным правоотношениям (денежные штрафы, конфискация и др.), но они возникают и действуют в процессе управленческой функции государства.

При осуществлении управленческой функции государства в определенной степени обеспечивается поступление денежных фондов в доход государства, однако эта деятельность непосредственно не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью не формирование денежных фондов, а наказание правонарушителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с гражданско-правовыми отношениями, поскольку приобретение имущества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида налога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или местный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возникать и между органами государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объектом этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (например, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются:

1) юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

2) финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности государства является федеральный закон о федеральном бюджете, а индивидуальным — выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношенияоснованы на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

– бюджетные правоотношения;

– налоговые правоотношения;

– финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

– финансовые правоотношения в области страхования;

– финансовые правоотношения в области банковского кредитования;

– финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

– валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно-территориальные образования.

Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и самостоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).

Источник: https://studopedia.ru/1_102691_finansovie-pravootnosheniya-ponyatie-vidi.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: